Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe
Flash Player.
Рефлексия о разумном, добром, вечном
Эссе
Я 36-й год работаю учителем русского языка и литературы. За этот немалый
срок своей деятельности знаю не на словах, а на деле, что такое "сеять
разумное, доброе, вечное" на ниве просвещения Эти строки говорят
о высокой миссии учителя русского языка и литературы. Именно ему дана
возможность наиболее эффективно формировать юные души. Он является ключевой
фигурой в современном образовательном пространстве. От его компетентности,
в конечном итоге, зависит качество воспитания и обучения по всем предметам.
Современный учитель должен уметь ориентироваться в инновационном потоке
информации, улавливать тенденции становления нового, подлинного, выработать
стратегию своей деятельности. Ключевые компетенции, которые должны быть
сформированы у учащихся, прежде всего должны быть у учителя. Компетентность
учителя предполагает постоянное обновление знания, владение новой информацией
для успешного решения профессиональных задач в данное время и в данных
условиях. Иными словами, "компетентность педагога - это способность
к актуальному выполнению деятельности. Перед современным учителем поставлены
очень сложные цели и задачи раскрытия личностного смысла конкретного учебного
курса и учебного материала конкретного урока, организации учебной деятельности,
условий деятельности. Как научить детей учиться решать проблемы в сфере
учебной деятельности, ориентироваться в ключевых проблемах современной
жизни, в мире духовных ценностей? Как научить решать проблемы, связанные
с реализацией определённых социальных ролей (избирателя, гражданина, потребителя,
пациента, организатора, члена семьи и т.д.), решать проблемы профессионального
выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях?
Вот главные вопросы, которые он должен решать.
Быть учителем литературы - это титанический труд. Это бессонные ночи,
это бесконечный поиск путей анализа текста, полуночные подготовки к урокам,
перечитывание текстов литературных произведений. Труд учителя литературы
- это полная отдача себя на уроке, потому что без эмоционального напряжения
урока литературы не будет. Литература сегодня и как факт существования
духовно-нравственной жизни общества, и как школьный предмет остается,
может быть, единственной нравственной опорой, чистым источником, питающим
духовную жизнь людей.
Но нравственные ценности не переходят из книг в душу читателя автоматически
- нравственное чувство развивается, нравственные убеждения формируются,
и особенно интенсивно в детском и юношеском возрасте. В ситуации безнравственности
во всех сферах жизни, окружающей ребенка, - в быту, во дворе и на улице
- в том мутном потоке, что льется на него с экранов телевизоров, всем,
а особенно ребенку, приходящему в этот мир не в самое лучшее, доброе время,
необходимы нравственные опоры, чистые источники Добра и Красоты, которые
всегда спасали человечество. Л.Н.Толстой говорил, что суть образования
- "внимание к собственно человеческому в человеке - духовности, нравственности".
Трудно переоценить в решении задач образования и воспитания подрастающего
поколения роль и значение уроков литературы. Во-первых, потому, что он
знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями культуры своего
народа и человечества в целом. Во-вторых, как вид искусства, способствует
глубокому, личностному освоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия
художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля, а значит,
параллельно проходит процесс общего и нравственного развития личности
ребенка, его воспитание. Литература дает нам огромный, обширнейший и глубочайший
опыт жизни, дает понимание жизни, всех ее сложностей, понимание себя.
Она развивает в человеке чувство красоты - красоты жизни, красоты добрых
поступков и добрых чувств. Она делает это с такой художественной убедительностью,
что вызывает желание подражать всему лучшему, что было и есть в человеке…
Нравственные ценности составляют основу истинных произведений искусства.
Читатель должен суметь их извлечь, перевести на "свой" язык
и сделать своими. Это непростая работа, требующая определенных духовных
усилий и умений. Надо так организовать учебный процесс и внеклассную работу,
чтобы дети думали над серьезными нравственными проблемами, спорили, переживали
и сопереживали героям, хотели жить по этим нравственным правилам и жили
по ним - сначала в школе, в классе, а потом и в жизни. Но это должна быть
их самостоятельная деятельность и на уроках, и после них, конечно, направляемая
и педагогически руководимая учителем.
С 2002 года я работаю по технологии организации мыследеятельности на уроках
русского языка и литературы. Эта технология способствует формированию
самых важных, на мой взгляд, компетенций, таких, как интерпретационная
и рефлексивная. Образование - это постоянный процесс интерпретации, истолкования
тех или иных знаков, слов, текстов, произведений литературы и искусства.
Интерпретация переводит конкретно-исторический смысл произведения в сферу
универсального языка, делает это произведение понятным для следующих поколений.
Интерпретация - корректировка произведения во времени. Интерпретация -
это оценочная процедура мышления, это "мысль о мире" в мире,
момент диалога человека и мира, один из процессов восхождения человека
к самому себе, к своей сущности. Поэтому можно считать, что формирование
интерпретационной компетентности на уроках - основная цель учителя литературы.
Особое место должно быть уделено рефлексии как способу самопознания, планирования
и оценки своей деятельности. Формирование рефлексивной компетентности
на уроках еще одна ключевая задача учителя.
Все мы знаем, что уроки русского языка формируют грамотность. Но грамотность
в современном мире трактуется шире и глубже. Уроки русского языка должны
быть направлены на формирование функциональной грамотности специалиста,
то есть они должны формировать не только умение читать и писать, но и
общаться с окружающим миром посредством письменной и устной речи, обеспечивать
способность к социальной ориентации и социальной саморегуляции. Дети должны
уметь связно, аргументированно и грамотно выражать свои мысли, чувства
и письменно и устно в зависимости от ситуации и обстоятельств.
Поэтому уроки русского языка должны стать по-настоящему практическими
и жизненно важными. Я стараюсь организовать такую деятельность, когда
дети сами ставят цели урока, выводят алгоритмы своей деятельности и дают
оценку ей, постоянно стремлюсь создавать такие условия, чтобы общение
было полноценным, продуктивным, рефлексивным.
Мы должны вооружить детей эффективными способами поиска оптимальных способов
любой деятельности (познавательной, информационной, исследовательской,
творческой). В этом я вижу то "разумное, доброе, вечное", которое
должен сеять учитель.
Таковы основные приоритетные ориентиры моей работы как учителя русского
языка и литературы.
1. Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три
года.
1.1. Позитивная динамика "успеваемости" учащихся за последние
три года.
Александра Петровна - учитель, владеющий высоким уровнем педагогического
и методического мастерства. Используя эффективные технологии обучения
из года в год, добивается высоких результатов обучения.
Таблица №1. Успеваемость (2007 -2008 учебный год)
Классы VIIIб VIIIв XIа XIб
Рус.яз. Литер. Рус.яз. Литер. Рус.яз. Литер. Рус.яз. Литер.
Всего
учащихся 16 20 16 11
На "5", 4" 13 15 17 18 16 16 11 11
"3" 3 1 3 2 - - - -
Не успев - - - - - - - -
% успев. 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100%
% качест 81.2% 93.7% 85% 90% 100% 100% 100% 100%
Таблица №2. Успеваемость (2008 -2009 учебный год)
Классы VIIIа VIIIб VIIIв IXб IXв
Рус.яз Лит. Рус.яз Лит. Рус.яз Лит. Рус.яз Лит. Рус.яз Лит.
Всего
учащихся 15 20 17 17 20
На "5", 4" 14 15 12 16 15 16 12 16 19 20
"3" 1 - 8 4 2 1 5 1 1 -
Не успев - - - - - - - - - -
% успев. 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100%
% качест 93.3% 100% 60% 80% 88.2% 94.1% 70.5% 94.1% 95% 100%
Таблица №3. Успеваемость (2009 -2010 учебный год)
Классы IXа IXб IXв Хб Хв
Рус.яз Лит. Рус.яз Лит. Рус.яз Лит. Рус.яз Лит. Рус.яз Лит.
Всего
учащихся 15 20 20 17 19
На "5", 4" 14 15 19 19 18 19 17 17 18 19
"3" 1 - 1 1 2 1 - - 1 -
Не успев - - - - - - - - - -
% успев. 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100%
% качест 93.3% 100% 95% 95% 90% 95% 100% 100% 94.7% 100%
Диаграмма № 1. Динамика успеваемости обучающихся за последние три года
Диаграмма показывает стабильность показателей успеваемости и качества
знаний учащихся. Высокие результаты успеваемости достигнуты в результате
использования эффективных методов организации мыслительной деятельности
на уроках, подбора системы развивающих заданий, создания условий для повышения
мотивации обучения.
1.2. Позитивная динамика "качества знаний" учащихся за последние
три года. В целях выявления качества знаний разработаны критерии оценки
уровня сформированности компетенций на уроках литературы, которые представлены
в Схеме №1.
Схема №1.
В данных критериях отражены основные компетенции, требуемые у учащихся
10 гуманитарного класса. Последовательность оценивания дается согласно
логике организации мыследеятельности учащихся на уроке. Объектами реальной
действительности в данном случае являются художественный текст, фрагменты
текстов, сочинения, стихи, образы художественных героев; средства художественного
изображения, литературные понятия, термины как абстрактные объекты реальной
действительности.
Таблица №4. Мониторинг сформированности компетенций учащихся 10а класса
2007-2008 уч.г.
Минимальный балл Оценка Оценка
11б класс
1 Абрамова Анжела 60 4
2 Андросова Дария 53 4
3 Аржакова Наташа 53 4
4 Гуляева Лора 83 5
5 Захарова Наталья 42 3
6 Корякин Петр 41 3
7 Кокова Лиана 53 4
8 Неустроев Александр 38 3
9 Попова Светлана 51 4
10 Софронов Диана 72 5
11 Собакин Ньургун 41 3
12 Сидоров Николай 35 3
13 Таппахов Алексей 74 5
14 Тарабукина Закира 44 3
15 Тимофеева Инна 55 4
16 Федоров Максим 40 3
17 Ефимов Владимир 45 3
11в класс
1 Андросов Спартак 43 3
2 Васильев Григорий 54 4
3 Васильев Сергей 45 3
4 Дедюкина Саргылана 51 4
5 Колесов Айсен 47 3
6 Кулаковская Агаша 41 4
7 Маркова Нария 59 4
8 Павлов Артур 44 3
9 Попова Валентина 55 4
10 Протопопова Екатерина 76 5
11 Санникова Кира 50 4
12 Слепцов Гаврил 38 3
13 Спиридонов Яша 38 3
14 Тимофеев Семен 54 4
15 Турнин Алексей 44 3
16 Унаров Николай 48 3
17 Харлампьев Евгений 57 4
18 Эляков Дмитрий 47 3
19 Яковлева Татьяна 72 5
2008-2009 уч.г.
1 Аввакумов Николай 47 3
2 Бабанова Кюнней 65 4
3 Бочоруков Дмитрий 60 4 55 4
4 Жуллярова Мария 63 4
5 Иванов Сергей 50 3
6 Мочкина Лена 69 4 54 4
7 Парфенова Лена 72 5 65 5
8 Степанова Ольга 64 4 58 4
9 Сыромятников Роман 57 3
10 Харайданова Саргы 70 4 61 5
11 Халыева Нина 67 4 63 5
12 Шергина Олеся 79 5
13 Сизых Мария 50 3
2009-2010 уч.г.
1 Дарбасова Анастасия 50
2 Дьячковская Анна 69
3 Евдокимова Айталина 67
4 Иванов Александр 68 51
5 Иванова Лиана 76
6 Наумова Лена 62
7 Павлов Егор 71
8 Петров Артем 58
9 Тарабукин Сергей 58
Диаграмма показывает стабильное повышение качества знаний учащихся на
ЕГЭ по русскому языку. Этому способствует ежегодно обновляемая, хорошо
разработанная технология подготовки к экзамену. Краткое описание технологии
приводится ниже.
1.3. Увеличение количества учащихся (в процентах), принимающих участие
в предметных олимпиадах школьного и муниципального уровней
Ученики принимают активное участие в различных олимпиадах. Александра
Петровна привлекает учащихся из классов не только гуманитарного ("а"),
но и политехнического ("в") и естественного ("б")
профиля.
Таблица №5.
Динамика увеличения количества учеников, принимающих участие
во внутришкольных предметных олимпиадах по русскому языку и литературе
Год
Класс Общее количество учащихся Участие в школьных олимпиадах Участие
в муниципальных олимпиадах
2004-2005 8б
8б
11а
11в 18
19
15
11 5
7
15
5 1
Как видно из таблицы в 2004-2005 учебном году процент учащихся, принимавших
участие во внутришкольных олимпиадах по русскому языку и литературе составляет
50.7%, в 2004-2005 учебном году - 53.2%, в 2006-2007 учебном году - 62.6%.
В муниципальных и республиканских олимпиадах количество учащихся регламентировано.
Способствующими факторами увеличения количества учащихся, принимающих
участие в олимпиадах, и достижений являются:
1) профессиональная компетентность педагога;
2) умелая организация внеурочной деятельности;
3) эффективность технологии преподавания предмета и развивающих занятий.
1.4. Увеличение количества и повышение качества творческих работ учащихся
по данному предмету
Александра Петровна на уроках развивает умения выполнять различные виды
творческих работ (сочинение, письменная интерпретация поэтических текстов,
сопоставительный анализ художественных произведений, реферат, доклад и
т.д.).
На таблице №6 прослеживается увеличение количества детей, выполнявших
работы творческого характера. Качество выполняемых работ определяется
умениями самостоятельной работы с первоисточниками, творческого осмысливания
художественного произведения и умения планировать, оценивать ход выполнения
своей работы.
Таблица №6.
Динамика увеличения количества и качества творческих работ по литературе
Год Количество учащихся, защитивших проект на экзамене Качество
Сформированность компетенций
2004-2005 14 Умеют работать с первоисточниками, оформлять письменную
и устную речь.
2005-2006 15 Умеют творчески осмысливать прочитанное, сопоставлять литературные
произведения, использовать различные информационные источники.
2006-2007 20 Умеют сформулировать свое видение, отношение.
Умеют воспринимать, анализировать и оценивать проект другого человека
Данные таблицы показывают, что количество детей, защитивших свой проект
на творческом экзамене с каждым годом возрастает, улучшается качество
выполнения работ. Качество знаний - это умения, которыми овладевают учащиеся
в процессе работы над проектами.
1.5. Рост мотивации к изучению предмета (увеличение процента учащихся
в классе, испытывающих интерес к изучению данного предмета)
Уроки литературы занимают особое место в школьной программе. В целях
выявления интереса учащихся к урокам литературы Александры Петровны в
2009 г. с было проведено анкетирование:
1. Нравятся ли Вам заниматься у Александры Петровны: а) да; б) не очень;
в) нет?
2. Почему? Обоснуйте свой ответ.
Результаты данного опроса приводятся в следующих диаграммах:
85% учащихся ответили, что им нравятся уроки Александры Петровны. 50%
учащихся любят читать и анализировать художественные произведения, значит,
им нравится сам процесс учебной деятельности; 30% считают, что литература
учит жизни; 20% учащимся нравится учитель. Анализ ответов выявил высокую
мотивацию учащихся к урокам литературы.
Кроме того, показателями роста мотивации учащихся является увеличение
количества учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах по русскому
языку и литературе, в выборе тем творческих работ, базовых, профильных
и элективных курсов, ЕГЭ по русскому языку и литературе.
2. Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным
предметам
2.1. Ведение кружков, секций, факультативов
У Александры Петровны сложилась своя система работы во внеурочное время,
модель которой представлена ниже:
Данная модель учитывает особенности профильной направленности учащихся.
В гуманитарных классах ставится цель углубления и расширения полученных
знаний, развития умений исследовательской работы, творческих способностей
(см. Таблицу №8), а в классах политехнического и естественного профиля
- повторения, систематизации и коррекции знаний, подготовки к ЕГЭ (см.
Таблицу №9).
Таблица №8.
Система внеурочной деятельности в классе гуманитарного профиля
8класс
9 класс
10 класс
11 класс
Факультатив "Виды разбора"
Часы индивидуальной консультации
Факультатив "Решение олимпиадных задач" Спецкурсы" Поэты
пушкинской поры"
"Взаимосвязи мировой и якутской литератур"
Факультатив "Теория и практика сочинений разных жанров"
Продолжение спецкурса"Взаимосвязи мировой и якутской литературы"
и "Теория и практика сочинений разных жанров" Элективный курс
"Теория и практика анализа художественного произведения
"Серебряный век русской поэзии"
Факультатив "Лингвистика текста"
Таблица №9.
Система внеурочной деятельности в классах политехнического и естественного
профиля
8 класс
9 класс
10-11 класс
Часы индивидуальной консультации
Факультатив"Решение олимпиадных задач" Факультатив "Работа
над ошибками" Факультатив" "Обучение сочинению-рассуждению"
" Анализ языкового явления"
2.2. Результаты внеурочной деятельности (творческие работы учащихся,
участие в конференциях, конкурсах, концертах, спортивных соревнованиях)
за последние три года
Александра Петровна с 1992 года ведет интегрированный курс "Взаимосвязи
мировой и якутской литератур" в старших классах. В течение учебного
года ведется исследовательская работа. Результатами проделанной работы
являются участие ее учащихся в научно-практических конференциях различного
уровня (см. Таблицу №10)
Таблица №10.
Достижения учащихся, изучавших интегрированный курс по литературе
Год Фамилия, имя Название работы Представление
2004-2005 уч. год
Репина Саргы Идеал девушки в Олонхо и в "Песни о Гайавате" Лонгфелло
Мординовские чтения- грамота
Репина Саргы Гармонический центр художественных текстов (по стихотворениям
Пушкина, А.Софронова, Ойунского, Данилова) Мординовские чтения - грамота.
Региональная конференция - участие
Щукина Уля Мир в поэтических миниатюрах Региональная конференция - лауреат.
Республиканская конференция - 1 место
Знак Академии Наук РС(Я) "Юный исследователь"
2005-2006 уч. год Харайданова Саргы Философский смысл современной притчи
Региональная конференция - 4 место
Республиканская конференция - 4 место
Мочкина Лена Реминисценции в стихотворениях Пушкина, Фета, Тютчева, Блока
Улусные Мординовские чтения - 2 место
Федосеева Луиза Образ Прометея в мировой литературе Республиканские Мординовские
чтения - I место
Жуллярова Маша Образ народного вождя в русской и якутской литературе Республиканские
Мординовские чтения - II место
2008-2009 Никифорова Айыына Паутина жизни (мультимедиа интерпретация рассказа
В.В. Набокова "Пильграм") "Шаг в будущее" улусная
НПК - 1место, региональная НПК - 2 место, республиканская НПК - 3 место
Захаров Женя Рождение чуда (мультимедиа интерпретация рассказа В.В. Набокова
"Рождество") "Шаг в будущее" улусная НПК - 1место,
участие в регональном и республиканском турах
2009-2010 Никифорова Айыына Интертекст в рассказах В.В. Набокова "Шаг
в будущее" улусная НПК - 1место, региональная НПК - 2 место, республиканская
НПК - 4 место
Никифорова Айыына Толерантность личности и философии А.Е. Мординова Республиканские
Мординовские чтения - I место
Сейдалова Куннэй Гармоничная личность в философии А.Е. Мординова и Б.Н.
Попова - Барыл5ан Республиканские Мординовские чтения - лауреат
На таблице представлены достижения учащихся за последние годы. Высокие
показатели являются результатом целенаправленной кропотливой работы по
сопоставительному изучению произведений мировой, русской и якутской литератур.
2.3. Достижения (первые и призовые места) учащихся, посещающих внеурочные
мероприятия учителя, в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях
разного уровня за последние три года
Александра Петровна систематически готовит детей к предметным олимпиадам
по русскому языку и литературе. Учащиеся с 8 класса посещают спецкурс
"Виды разбора", уроки индивидуальной консультации, в старших
классах элективный курс "Теория и практика анализа художественного
произведения". Результатами проделанной работы являются достижения
учащихся в олимпиадах различного уровня (см. Таблицу №11).
Таблица №11.
Достижения учащихся на предметных олимпиадах
по русскому языку и литературе
Год
ФИ
Класс Русский язык Литература
Муници-пальные олимпиады Региональ-ные олимпиады Республи-канские олимпиады
Муници-пальные олимпиады Региональ-ные олимпиады Республи-канские олимпиады
2003-2004 Репина С.
Афанасьева М.
Щукина О.
Севастьянова Д. 11
11
11
9 2м.
3м
1м.
3м.
1м.
3м
2м 3м.
2004-2005 Ефимова С.
Парфенова Л.
Харайданова С.
Протопопова К.
Попова В.
Жуллярова М.
Шергина О. 8
8
8
9
9
8
8 1м.
2м.
3м.
1м.
2м. 1м.
3м.
1м.
4м.
1м.
3м.
2м.
2005-2006 Ефимова С.
Харайданова С.
Парфенова Л.
Халыева Н.
Жуллярова М. 9
9
9
9
9 1м.
3м.
2м.
1м.
3м.
2м.
2007-2008 Харайданова С.
Парфенова Л.
Халыева Н.
Жуллярова М 10
10
10
10 1м.
2м.
1м.
2м.
2008-2009 Харайданова С.
Парфенова Л.
Халыева Н.
Жуллярова М
Федорова Маша 11
11
11
11
8
1м. 1м.
2м.
3м.
4м.
2009-2010 Федорова Маша 9 1м.
Достижения учащихся свидетельствуют об эффективности системы внеурочной
деятельности Александры Петровны, так как на НПК, олимпиадах ученики проявляют
высокий уровень сформированности предметных компетенций по русскому языку
и литературе.
3. Позитивные результаты деятельности учителя по выполнению функций классного
руководителя
3.1. Благоприятный психологический климат в классе (атмосфера товарищества,
взаимопомощи, толерантности)
Александра Петровна за 32 года педагогической деятельности как классный
руководитель выпустила всего 4 класса. За накопленный опыт в воспитательной
работе, за результативность и качество воспитательной работы она вправе
считаться одним из самых опытных и творчески работающих педагогов в гимназии,
улусе.
С 2002 по 2004 и 2006-2007 г.г. Александра Петровна работала классным
руководителем в гуманитарном классе. Выпускники отличались высокой работоспособностью,
самостоятельностью, умением защищать свои убеждения, целеустремленностью,
активной жизненной позицией. Это результат благоприятного психологического
климата в классе. Александра Петровна сумела создать коллектив, способный
дружно решать любые проблемы. Результат диагностики класса по изучению
сплоченности коллектива (показатели ценностно-ориентированного единства)
по методике Р.О. Немова показывает, что каждый член коллектива осознает
общую цель коллектива, готов творчески реализовать поставленные задачи.
В классе преобладает доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии,
членам группы нравится вместе проводить время, участвовать в совместной
деятельности.
За годы работы классным руководителем в гуманитарных классах сумела привить
любовь к гуманитарным предметам, умело организовать профориентационную
работу, что подтверждается высокой мотивацией учащихся к изучению гуманитарных
наук. Из 16 учащихся 15 выбрали вузы гуманитарного направления, 9 выпускников
выбрали филологический профиль, в том числе 5 учащихся поступили на русское
отделение. Результаты обучения в вузах подтверждают высокий уровень компетентности
учащихся Александры Петровны: семеро учатся на "отлично" и пять
- на "хорошо".
3.2. Постоянное взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся
За многие годы совместной работы с родителями учащихся Александра Петровна
сумела выработать свой стиль взаимодействия с ними. Родитель для классного
руководителя - это не только помощник во всех делах, но и соавтор, инициатор
и организатор многих творческих мероприятий, совместных дел, проводимых
в классе.
Приоритетная цель взаимодействия с родителями: Создание благоприятных
условий для становления самоактуализирующейся личности посредством вовлечения
родителей в активную образовательную деятельность.
Принцип объединения педагога, родителей и учащихся общими целями Принцип
взаимного доверия и уважения Принцип создания успеха
в развитии, в воспитании детей
Содержание
принципов Принципы, цели, общие дела не должны навязываться родителям
и их детям, а приниматься ими как те условия, которые позволяют им реализовать
свои возможности, свое "Я" Только позитивное и уважительное
отношение родителей к школе, к учителям может стать фундаментом для выстраивания
продуктивного
сотрудничества
Оценка действий родителя и детей осуществляется
по правилу "от выискивания ошибок к нахождению успеха". Создание
ситуации успеха стимулирует каждого к достижению все больших результатов.
Реализация
принципов План работы класса составляется родителями, учащимися и педагогом
в форме проектной деятельности. Родители не только принимают активное
участие во всех делах класса, но и сами организуют и проводят мероприятия
Взаимодействие с родителями осуществляется исходя из их потребностей.
Доверие родителей выражается в раскрытии истинных причин неудач и проблем
детей, особенностей семейного воспитания; в потребности видеть в педагоге
партнера, друга, наставника. Создание ситуаций успеха и его закрепление
достигается через:
-выявление положительных качеств, достижений, успехов у родителей и у
их детей путем анкетирования, опроса, наблюдения;
- присвоение, вручение различных номинаций, отличительных знаков;
- стенгазеты класса, школы, СМИ.
Александра Петровна внеклассную воспитательную работу организует согласно
проекту, разработанному с родителями и учащимися по следующим направлениям:
Классный руководитель ведет журнал учета по организации взаимодействия
с родителями по следующей структуре:
Дата Форма общения Содержание беседы Принятые меры Примечание
Указы
вается
дата В какой форме осуществлено взаимодействие:
индивидуальная беседа, родительское собрание, телефонный разговор, случайная
встреча и др. Описывается краткое содержание беседы, повод,
причины и др. Краткое описание принятых мер по содержанию беседы Указывается
выполнение намеченных планов.
Эффективность организации взаимодействия классного руководителя с родителями
подтверждается доверительным и уважительным отношением родителей к Александре
Петровне, их отзывами, многочисленными поздравлениями и пожеланиями.
Отслеживание социализации выпускников гимназии показывает, что выпускники
Александры Петровны умеют реализовать свои интеллектуальные и личностные
возможности, ориентированы на достижение успехов и жизненной цели, успешно
адаптируются к профессиональной деятельности и социальной среде.
3.3. Развитие самоуправления в классе
Организация воспитательной работы Александры Петровны базируется на идеях
замечательного педагога И.П. Иванова о создании воспитательных отношений
при выполнении коллективных творческих дел (КТД). В центре класса - сменный
актив по организации КТД, во избежание закладывания основ бюрократической
избранности. Индивидуальные творческие дела (ИТД) предназначены для тех,
кто по каким-либо причинам не хочет участвовать в КТД. Консультантами
являются родители, учителя.
Актив класса - это не орган контроля, а орган организации деятельности.
Каждый ученик в классе должен иметь возможность самовыражения, самореализации
по принципу "ХОЧУ", "МОГУ", "ДОЛЖЕН". В
данном случае:
- "ХОЧУ" предполагает желание ученика участвовать во всех мероприятиях,
проводимых в классе, потребность в самореализации;
- "МОГУ" означает подтверждение и развитие своих возможностей
и способностей в процессе совместных творческих дел;
- "ДОЛЖЕН" - осознание необходимости самоактуализации в мобильной
развивающей среде, проявление таких социально значимых качеств как ответственность,
самостоятельность, активность, настойчивость, целеустремленность.
Творческими группами класса разработаны и реализованы следующие проекты:
"Операция "Уют", "Золотая осень", "Тимуровский
рейд", "Два единства" (литературная композиция по поэзии
А. Фета и Ф. Тютчева), "Друзья, прекрасен наш союз…" (литературный
салон)
3.4. Активное участие учащихся в жизни образовательного учреждения
Согласно цели воспитательной работы - создание условий для становления
самоактуализирующейся личности, активное участие классного коллектива
в жизни гимназии является одним из способствующих факторов для развития
способностей и реализации возможностей каждого ученика.
Поскольку при участии классного коллектива в школьной жизни происходит
расширение социальных контактов детей, целью развивающей деятельности
в школе является развитие у учащихся умений и желаний сотрудничать с другими
людьми. Параметрами, которыми характеризуется сотрудничество ученика с
другими учащимися, педагогами, взрослыми людьми являются:
1. Уважение всех, с кем устанавливаются какие-либо отношения, принятие
всех такими, какие они есть, не критикуя других;
2. Открытость и доверие к другим;
3. Умение общаться, устанавливать контакты с другими;
4. Не упускать случая учиться у других;
5. Не упускать случая самовыражения и самореализации;
6. Поиск новых способов поведения, т.е. расширение поведенческого репертуара.
Направления деятельности, соответствуют направлениям, которые определены
школой по формированию образовательной компетентности у школьников, т.е.
учебно-познавательной, коммуникативно-информационной, социально-трудовой,
ценностно-смысловой и компетенции личностного самосовершенствования.
Выпускники Александры Петровны принимали активное участие в различных
мероприятиях гимназии, занимали призовые места в интеллектуальных конкурсах,
играх. Класс был очень спортивным. Из 16 8 учащихся были членами сборной
гимназии по волейболу, легкой атлетике, шахматам и шашкам.
3.5. Участие учащихся в решении проблем местного социума
Одним из эффективных условий для становления самоактуализирующейся личности
является участие во внешкольной деятельности по программе социального
партнерства. Взаимодействие учащихся с социумом осуществляется по следующим
направлениям:
- профориентационная;
- благоустройство села;
- помощь ветеранам войны, тыла и труда;
- участие в благотворительных акциях;
- работа по сохранению памятников культуры, духовности;
По плану социального партнерства учащиеся класса участвовали на субботниках
по благоустройству села, в различных акциях, оказывали тимуровскую помощь
ветеранам.
Организация социального партнерства осуществляется по линии деятельности
школьного органа детского самоуправления - профессиональной организации
школьников по профессиональным сферам "Человек - Художественный образ",
"Человек-Человек", "Человек - Знаковая система". Учащиеся
посещали организации, предприятия села Ытык-Кюель по следующим направлениям
профориентационной работы:
- изучение специфики, особенностей организации;
- выявление профессионально значимых качеств специалистов;
- выявление и освещение деятельности специалиста-профессионала;
- освещение работы организации через СМИ и др.
Так, учащимися класса освещена деятельность редакции газеты "Таатта",
детской музыкальной школы через телепередачу по школьной телестудии "Ньургуhун".
Учащиеся, достигшие успехов в научно-исследовательской деятельности, владеющие
коммуникативными и исследовательскими компетенциями, активно участвовали
в научно-практических конференциях в качестве экспертов. Анализировали,
оценивали работы учащихся других школ улуса, давали советы и рекомендации
по разработке, оформлению и подаче исследовательских проектов.
Ученики Александры Петровны участвовали в работе улуса, связанной с изучением
краеведческих материалов. Изучали проблемы правонарушений в с. Ытык-Кюель
под руководством учителя истории Бурнашевой В.В. Результаты исследования
Сидоровой Юлии и Никифоровой Маши были представлены на республиканской
НПК "Шаг в будущее" (2005 г.). Работали экскурсоводами в музеях
во время больших торжеств, юбилеев. Копылова Маша, Сидорова Юлия, Решетников
Дима занимались в детской телестудии, были ведущими передач.
4. Использование современных образовательных технологий, в том числе
информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и воспитательных
работ
4.1. Использование ИКТ в процессе обучения предмету
Развитие коммуникативной компетенции у учащихся Александра Петровна осуществляет
через различные средства обучения и воспитания. Одной из современных и
привлекательных для учеников форм развития коммуникативной компетенции
является использование обучающих программ по русскому языку и литературе.
Исходя из этого, в последние годы компьютер для учителя стал не только
средством пользования, но и соучителем, соавтором в реализации различных
образовательных идей, замыслов. Возможности новых информационных технологий
используются по следующим направлениям:
1. В процессе обучения предмету:
- На уроке используются такие обучающие программы как "Страна "Лингвиния",
"Русские классики", "КИМ: русский язык", "Подготовка
к ЕГЭ", "Демонстрационные тесты ЕГЭ", "Репетитор:
русский язык и литература",презентационные материалы по курсу русской
литературы 19,20 века.
- На уроке ПК используется как средство моделирования различных понятий,
образов, конструирования типологических характеристик литературных героев;
2. В организации внеурочной деятельности в целях расширения информационного
пространства и расширения историко-литературных знаний учащихся по Интернету;
3. В организации научно-исследовательской деятельности учащихся в целях
изучения и анализа различных научных подходов к исследуемой проблеме (по
Интернету).
Мной разработана технология работы над мультимедийными проектами по литературе.
Учащиеся создают мультимедийный проект интерпретации литературных произведений.
Выбираются небольшие по объему произведения. По ходу работы над проектами
были разработаны своеобразные алгоритмы интерпретации с использованием
различных программ:
1.Постановка проблемы
2.Выбор программ
3.Создание гипертекста (текст интерпретации)
4.Художественное оформление текста (подбор рисунков, картин, фотографий)
5.Звуковое оформление текста
6.Монтаж
Доклады Захарова Жени "Рождение чуда" (мультимедиа-интерпретация
рассказа "Рождество" В. Набокова) и Никифоровой Айыыны "Сквозь
паутину жизни" (мультимедиа-интерпретация рассказа "Пильграм"
В. Набокова) были одобрены в улусной и региональной конференции "Шаг
в будущее". Никифорова Айыына заняла 3 место в республиканской конференции"
Шаг в будущее". Также были созданы проекты по поэме "Мцыри"
М.Ю.Лермонтова, "Стихотворениям в прозе" И.С.Тургенева. Работа
над такими проектами дает возможность глубже проникнуть в тайны текста,
зрительно представить художественное своеобразие текста. Детям предоставляется
возможность развивать свою информационную компетентность. Ученики очень
быстро овладевают компьютерной грамотностью, привыкают работать с различными
компьютерными программами. В дальнейшем планируем работу по созданию мультимедийной
студии для учащихся, углубленно изучающих литературу.
4.2. Использование проектных, исследовательских и др. развивающих образовательных
технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе
Александра Петровна как учитель-исследователь владеет технологией проектной
и исследовательской работы. Является генератором и инициатором разработки
многих творческих проектов гимназии. Как творчески работающий учитель
руководила работой творческих групп по опытно-экспериментальной деятельности
гимназии, по разработке Программы развития гимназии на 2006-2010 уч. годы.
Синтезом этих идей, замыслов является концепция обучения русскому языку
и литературе, основанная на положениях опытно-экспериментальной работы
гимназии.
4.2.1. Краткое описание концепции обучения русскому языку и литературе
Актуальность. Самой актуальной проблемой современной школы является соответствие
уровня образования выпускников школ высоким целям педагогического процесса.
А выполняет ли современная школа социальный заказ, поставленный ей обществом.
Вопрос остается открытым. Настало время запроса и удовлетворения этого
заказа. Решение проблем - не в составлении различных программ, концепций,
а в подготовке образованных, творческих людей, обладающих высокими моральными
принципами и способных к решению сложнейших экономических и социальных
проблем. Теоремы, законы, правила за порогом школы забываются, а остаются
те творческие умения (компетенции), необходимые для самостоятельной познавательной
и практической деятельности.
Теоретическая база технологии основана на теории речевой деятельности
А.Н. Леонтьева, на теории поэтапного формирования умственных действий
П.Я. Гальперина, на исследованиях этнического образования Н.И. Бугаева.
Основные принципы: гуманизация (ученик - Субъект), гуманитаризация (постижение
культуры через деятельность, приобретение компетенций)
Ведущая идея: воспитание человека-творца, высоконравственного духовно
богатого создателя своего образования, самообразования.
Цель: обучение способам вхождения в мировую и национальную культуру, создание
условий для формирования образовательных компетенций.
Структура деятельности:
Данная концепция является основой организации исследовательской деятельности
учителя. Структура деятельности, отраженная в концепции, отличается последовательностью,
универсальностью, т. е. данная структура приемлема в организации любой
развивающей деятельности. Объемность структурно-содержательной основы
концепции выражена в охвате основных принципов личностно-ориентированного
обучения, в ориентации на формирование социально значимых качеств личности.
Для реализации этой концепции разработала программы компетентностного
обучения по русскому языку и литературе в 8-11 классах.
Программа исследовательской работы утверждена и одобрена на заседании
научно-методического совета гимназии. Александра Петровна продолжает работать
над созданием научно-методической базы реализации проекта.
4.2.2. Разработала следующие обучающие программы:
- "Интегрированное изучение художественных произведений" - элективный
курс;
- "Теория и практика анализа художественного произведения" -
элективный курс;
- "теория и практика обучения сочинениям разных жанров"- факультатив;
- "Виды разбора" - факультатив
4.2.3. Локальные обучающие и развивающие технологии, разработанные Александрой
Петровной:
- "Технология адаптивного способа обучения при изучении синтаксиса";
- "Моделирование как способ постижения художественного произведения";
- "Организация мыслительной деятельности на уроках русской литературы".
- "Технология обучения способам приобретения знаний в процессе изучения
литературного произведения"
- "Технология критического мышления на уроках русского языка"
- "Технология Мастерской"
Данные технологии одобрены научно-методическим советом гимназии и рекомендованы
на внедрение и апробацию. Опыт работы по этим технологиям распространен
на муниципальном и республиканском уровне, в публикациях региональных
изданий.
4.3. Разработка и использование общественно признанной авторской методики,
в том числе новых цифровых образовательных ресурсов, методов фиксации
и оценивания учебных достижений, контрольно-измерительных материалов
4.3.1. Описание технологии "Обучение способам приобретения знаний
в процессе изучения литературного произведения"
Необходимость разработки данной технологии объясняется:
- самой спецификой предмета;
- неразработанностью критериев оценки знаний учащихся по литературе;
- сложностью процесса обучения способам приобретения знаний по литературе.
Целью данной технологии является создание условий для обучения способам
приобретения предметных компетенций.
Эффективность реализации данной технологии отражается:
- в улучшении качества обучения предмету;
- в сформированности предметных компетенций (см. Критерий уровней сформированности
предметных компетенций по литературе)
Модель технологии
4.3.2. Краткое описание технологии "Подготовки к ЕГЭ по русскому
языку"
Целью данной технологии является создание условий для усвоения учащимися
языковой грамотности, навыков письменной речи, способов работы над языковыми
явлениями. Технология состоит из следующих этапов:
1 этап: Выявление уровня знаний и умений учащихся
- контрольный срез.
2 этап: повторение и систематизация пройденных материалов
- подготовительная работа:
А. Подбор заданий по коррекции знаний, пробелов;
Б: Подбор заданий для закрепления усвоенных знаний;
В: Разработка алгоритмов действий по коррекции и закреплению знаний:
3 этап: Организация деятельности по коррекции и закреплению знаний:
- определение форм и средств и приемов коррекции и закрепления знаний;
- определение организационных условий совместной работы с учащимися;
4 этап: проведение контрольных срезов, пробных экзаменов, зачетов.
5 этап: выявление проблем в усвоении знаниях учащимися;
6 этап: поиск путей решения возникших проблем;
7 этап: реализация идей, замыслов;
8 этап: рефлексия успехов и недостатков. Планирование следующего шага.
Работа по данной технологии позволяет учителю создать благоприятные условия
для усвоения, закрепления знаний. Выявлять пробелы в знаниях, корректировать
проблемы, успешно применять на экзаменах полученные знания.
Эффективность данной технологии подтверждается успешной сдачей учащимися
ЕГЭ. Опыт работы по данной технологии распространен в улусе, в республике
через семинары и курсы. По данной технологии учитель проводит консультации
для учащихся других школ улуса.
4.3.3. Методы фиксации и оценивания учебных достижений, контрольно -
измерительных материалов
В систему фиксации и оценивания учебных достижений, контрольно - измерительных
материалов входят:
По литературе:
- Тесты, проверяющие знание текста художественного произведения;
- Система вопросов, требующих развернутого ответа в ходе анализа текста
художественного произведения. Образец см. в приложении к разработке урока
"Мастер и Маргарита".
- Система вопросов, проверяющих знание теории литературы во взаимосвязи
с особенностями мастерства писателя.
По языку:
- Тесты, проверяющие знание теории и понимание;
- Тесты на применение знаний;
- Задания контрольных срезов.
4.4. Результативность использования современных образовательных технологий
О результативности использования данной технологии свидетельствуют:
- мониторинг овладения способами деятельности в 10а классе (см. Таблицу
№8);
- результаты ЕГЭ по русскому языку и литературе;
- количество медалистов;
- выбор профиля филологии показывает высокую мотивацию в изучении гуманитарных
предметов (см. Таблицы №12, 13)
5. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на
муниципальном и (или) региональном уровне (мастер - классы, семинары,
конференции, круглые столы и др.)
Александра Петровна ведет большую методическую работу. Ее богатый педагогический
опыт обобщен и распространен на улусных, региональных, республиканских
курсах, семинарах для учителей русского языка и литературы, научно-практических
конференциях, учебно-методических изданиях.
№ Критерии Год Содержание
1. Распространение опыта на муниципальном уровне: проведение мастер-классов,
семинаров, систематическая работа с молодыми коллегами (наставничество)
1992-1995
1998
1999-2005
2004
2005
2006
2005-2006
2007 Работает руководителем МО
Опыт работы распространен на республиканских курсах на тему "АСО
на уроках русского языка". Выпущен сборник.
Руководит кафедрой гуманитарных наук.
Открытый урок на семинаре учителей русского языка
Семинар для учителей русского языка по проблемам ЕГЭ
Семинар для молодых учителей по проблемам повышения качества образования
Руководит "Школой молодого учителя"
Помощь создания проекта молодых учителей (смотри таблицу "Содержания
работы ШМУ")
Открытый урок и выступление на улусном семинаре для молодых учителей.
2. Обобщение и распространение опыта на региональном уровне: проведение
мастер-классов, участие (с докладами) в семинарах, совещаниях и конференциях,
научно-методические публикации в региональных изданиях, банках педагогической
информации.
2001
2001
2001
2003
2003-2004
2004
2004
2004
2005
2008
2010
В марте участвовала на V республиканской научно-методической конференции
"Алексеевские чтения" с докладом "Моделирование как способ
постижения художественного произведения"
Опубликованы статьи в журнале "Народное образование" №3;
Участвовала на республиканском семинаре "Региональный учебник 21
века" с распространением опыта работы. Опубликована статья в сборники
ИНШ;
В ноябре 2003 -Республиканский Форум учителей русского языка и литературы;
Руководила педпрактикой студентом ФЛФ ЯГУ. Отчет работы практикантки А.Никифоровой
представлен на конкурс ЯГУ "Лучший практикант"
Кандидатура А.П. Быллырытовой выдвинута на номинацию "Лучший учитель";
В декабре 2004 г. распространен опыт на республиканских курсах;
В марте 2004 г. распространен опыт работы Таттинской гимназии в виде авторского
курса на тему "Воспитательно-образовательное пространство как фактор
самоопределения школьников в условиях профилизации образования;
В марте участвовала на научно-практическом конференции ЯГУ по проблемам
интегрированного обучения;
В июне 2005 г. опыт распространен на республиканской ярмарке "Сельская
школа - 2005"
Открытый урок на республиканской научно-практической конференции "формирование
ключевых компетенций школьников в контексте новых представлений о качестве
образования"
Открытый урок-мастерская, доклад
"Рефлексия как способ самопознания и формирования творческой личности"
на Республиканских Мординовских чтениях
Проведение Авторских республиканских курсов по русскому языку и литературе.
Публикация материалов в сборнике
3. Обобщение и распространение опыта на федеральном и международном уровне.
2004
2010
Разработка уроков "Уроки по структуре мыследятельности". Опубликованы
в газете "Первое сентября"2004 год.№24.
Выступление с докладом на тему "Рефлексия как способ самопознания
и формирования творческой личности" на международной НПК, посвященной
100-летию А.Е. Мординова "Философские проблемы этнонационального
развития современного общества"
Публикация статьи в сборнике материалов конференции
6. Участие в муниципальных, региональных и федеральных профессиональных
конкурсах
Критерии Год Содержание
Участие в муниципальных профессиональных конкурсах 1994 Улусный конкурс
"Учитель года 94". Победитель номинации "Мындыр ой"
Участие в российском конкурсе "Лучший Учитель" 2007 Грант Президента
РФ
Улусный профессиональный конкурс "Галерея открытых уроков" к
100-летию А.Е. Мординова 2010 Диплом 2 степени
7. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка
Александра Петровна постоянно повышает уровень своего мастерства на курсах
повышения квалификации учителей, проводимых ИПКРО.
Критерии Год Содержание
Своевременное прохождение повышения квалификации или профессиональной
переподготовки 2000
2001
2005
2006 Республиканский семинар "Новые образовательные технологии"
ИПКРО;
Краткосрочное повышение квалификации на семинаре "Региональный учебник
21 века" ИПКРО;
Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе ИПКРО;
"Оценка качества обучения" ИПКРО.
2007 Краткосрочные курсы (72 часа) "Компетентностный подход как условие
обновления содержания обучения". ИПКРО
2007 Краткосрочные курсы (72 часа) "Научно-методические основы разработки
учебно-программной документации и учебных материалов". ИПКРО
2010 Фундаментальные курсы (148 часов) "Реализация компетентностного
подхода к обучению русскому языку и литературе. Мониторинговые исследования
деятельности общеобразовательных учреждений". ИРО
Отзывы коллег, родителей, учащихся
Про Александру Петровну можно сказать только одно: "Учитель с большой
буквы", "Учитель по призванию". Я счастлива оттого, что
работаю рядом с таким Учителем, что такой Учитель является моим наставником
не только по работе, но и по жизни.
Александра Петровна очень добросовестный, трудолюбивый учитель, настоящий
"генератор идей". Всегда идет в ногу со временем. В нашей гимназии
она является инициатором, можно даже сказать, куратором, внедрения новых
инновационных технологий в обучении. Является автором уникальной авторской
технологии организации мыследеятельности учащихся на уроках русского языка
и литературы. Эффективность данной технологии подтверждается высокими
показателями качества знаний учащихся Александры Петровны, а также результатами
ЕГЭ (средний балл - 64). Является автором и разработчиком образовательных
проектов "Виртуальный музей А.Е. Мординова", "Мультимедиа
студия".
Александра Петровна всегда ищет пути решения сложных педагогических проблем.
Так, например, в данное время, когда перед современной школой стоит задача
по реализации компетентностного подхода к образованию, у педагогов возникла
проблема оценивания уровня знаний учащихся, учитывающая уровень сформированности
их предметных и ключевых образовательных компетенций. Александра Петровна
разработала систему оценивания уровня сформированности компетенций учащихся
на уроках литературы.
Александра Петровна щедро делится своим опытом на различных семинарах,
НПК, курсах. Является разработчиком программы авторских республиканских
фундаментальных курсов ИРО для учителей русского языка и литературы, которые
прошли в марте 2010 года на базе нашей гимназии. Работает куратором Школы
молодого учителя в гимназии. Всегда дает мудрые советы, помогает внедрять,
пробовать что-то новое, в том числе и современные информационно-коммуникационные
технологии, подсказывает нужные идеи.
У Александры Петровны есть все: талант педагога, душевная теплота, ум,
чуткость, терпение, неиссякаемая энергия, душевный трепет, духовная искренность,
богатый опыт. Она не только учит русскому языку, литературе, она учит
жить. Учит детей быть настоящими людьми, учит самым высоким и прекрасным
человеческим чувствам, будит ум и сердце.
Максимова Л.Д.
к.п.н., учитель русского языка и литературы, зав. каф. гуманитарных наук
Александра Петровна - учитель, в совершенстве владеющей методикой преподавания
русского языка и литературы. Она мастер своего дела, которая активно и
эффективно внедряет современные педагогические технологии, ИКТ. Александра
Петровна отлично владеет разнообразными методами и приемами педагогической
техники. Ее уроки отличаются продуманностью этапов, логикой изложения
материала, содержательностью и продуктивностью. Это настоящие мастерские
приобретения знаний.
Александра Петровна разработала образовательную программу согласно идеям
компетентностного подхода, ведет мониторинг сформированности ключевых
образовательных компетенций по предмету.
Коллеги оценивают ее как мастера, создающего благоприятную атмосферу взаимопонимания,
сотрудничества, использующего дифференцированный подход к каждому учащемуся.
Она умеет формировать у школьников интерес к предмету, желание учиться.
Результатом работы Александры Петровны является победы ее учеников на
улусных, республиканских предметных олимпиадах, научно-практических конференциях,
творческих конкурсах. Эффективность педагогической деятельности подтверждается
качественными знаниями учащихся по итогам контрольных, экзаменационных
работ, высоким процентом поступаемости в ВУЗы, а также высокой оценкой
коллег, родителей, учащихся ее умений и результатов обучения.
Как опытный специалист идет в ногу со временем, постоянно совершенствует
педагогическую квалификацию через улусные и республиканские семинары,
курсы для учителей своего предмета. Она в составе учителей русского языка
и литературы успешно провела авторские курсы филиала ИРО для своих коллег
по теме "Реализация компетентностного подхода к обучению русскому
языку и литературе".
Александра Петровна постоянно находится в творческом вдохновении: работает
над интересными проектами, осваивает новые компьютерные программы. Она
умеет увлечь учащихся новыми идеями, проектами. В течение многих лет работала
заведующей гуманитарной кафедры. Данная кафедра являлась самой лучшей,
творчески работающей, мобильной организационной структурой в гимназии.
Александра Петровна особое внимание уделяла повышению научно-методического,
профессионального уровня молодых учителей и развитию профессиональной
компетентности педагогов кафедры. Высокие организаторские способности,
умение распределять обязанности между учителями, ответственность в выполнении
поставленных целей - вот отличительная черта учителя-профессионала.
У Александры Петровны учился мой сын Толя. Своей увлеченностью, влюбленностью
в предмет, она учила его чувствовать язык, выражать свои мысли, любить
литературу. И это помогло Толе окончить гимназию с золотой медалью и в
дальнейшем учиться в Сибирском государственном университете телекоммуникации
и информатики в городе Новосибирске. Мы, родители, очень довольны, что
наши дети учились у такого опытного, творческого педагога.
Попова Анна Даниловна, учитель якутского языка и литературы
"Отличник образования Республики Саха (Якутия)"
Захарова Екатерина Григорьевна, победитель конкурса "Лучший учитель
России", Отличник народного образования РС(Я), учитель английского
языка: "Александру Петровну знают не только в нашем улусе, но и в
республике как сильного, высокопрофессионального русоведа. Ее преданность
работе, ответственность, исключительная трудоспособность является для
нас учителей гимназии примером для подражания. Мне повезло, что я начала
свою педагогическую деятельность в 1987 году рядом с Александрой Петровной.
Посещая ее уроки мы чувствовали искреннее стремление учителя донести до
каждого ученика любовь к русскому языку и литературе, развивать грамотность,
что очень важно в национальной школе. Мы видим как эмоциональность, энтузиазм
увлекает учащихся. Александра Петровна считает, что уроки литературы -
один из главных путей воспитания человека нравственного, духовного. Я
тоже стремлюсь использовать урок английского языка не как учебный предмет,
но и способ воспитания. Многие, на примере Александры Петровны, выросли
профессионально те, кто работает рядом с ней с открытия гимназии. Александра
Петровна пользуется большим уважением коллег, учащихся и родителей. Высокие
результаты являются свидетельством ее мастерства и таланта".
Отзывы учащихся об уроках русского языка и литературы
Учительница
Учительница учит нас,
Часами объясняет
И какой же класс
Тему не понимает?
Ежели спросил я,
Ликуют и вопят
Все ученики всерьез.
-Нет такого класса
И даже ученика
Ценит ,любит всех нас
Александра Петровна!
Алена Попова, 5 класс
Из размышлений учащихся
( выпуск 2004 года)
Никифорова Маша: Урок литературы - это урок, который изучает человека:
его положение в обществе, его нравственные качества, его жизненные взгляды.
Для меня урок литературы открывает какой-то особенный интересный мир.
Вхожу в этот мир и забываю обо всем. Только сейчас я поняла, что любого
героя произведения я хочу видеть положительным и поэтому ищу в нем эти
доказательства. Например , в Базарове сразу увидела одинокого, но умного
человека и сильного характером человека. После анализа мое мнение подтвердилось.
Главный герой романа "Герой нашего времени" мне тоже сразу понравился.
Я даже влюбилась в этого таинственного, хладнокровного одинокого человека.
Он остался для меня очень интересным героем. Даже в Чичикове Гоголя я
увидела практичного, умеющего достигать своей цели героя. Таким образом,
на уроке литературы в большинстве случаев задаю себе вопрос: "Как
выявить положительные черты героев анализируемых произведений?" Если
нахожу факторы, доказывающие это, то окончательно убеждаюсь и хочу анализировать
дальше и дальше, но, увы, прозвенел звонок. Дверь в удивительный мир литературы
закрывается с окончанием урока.
Лотов Миша: Когда я пришел в гимназию учиться, мои одноклассники меня
поразили. Они хорошо читают, говорят без акцента. А я простой человек.
Хочу сказать, что урок литературы - это всегда спор о героях, и останется
всегда спорным, потому что у каждого человека есть свое мнение, свои размышления.
Мончурин Ариан: О чем я думаю на уроках литературы? На этот вопрос я бы
ответил так: "Я мыслю - значит я существую". В произведениях,
которых я изучаю, наблюдаю за героями, а временами даже беседую с ними.
Они рассказывают мне о жизни, о предназначении человека. В ответ я рассказываю
им об актуальных вопросах своего времени. Они мне дают советы, наставления,
дают ответы. Я бы хотел сказать, чтобы наши уроки литературы стали разнообразнее,
чтобы выделяли побольше времени на такие часы.
Иннокентьев Гоша: Художественное произведение - это целый мир с разными
людьми, у которых разная судьба. Хочется вспомнить слова знаменитого человека,
который сказал: "Литература - это человековедение". Изучая литературу,
познаешь людей..
Копылова Маша: Изучая произведения, ставлю себе вопрос: "Каково предназначение
человека в этом мире?" Я понимаю, что это поистине сложный вопрос,
который стоит перед каждой личностью. Нам и в будущем предстоит прочитать
множество книг, встретиться с интересными по-своему героями. И я опять
буду искать ответ на этот вопрос. Надеюсь, найду ответ.
Алексеев Андрей: Литература очень многолика. Эта многоликость делает ее
наставником в делах, противником единообразия, мудрым советчиком в поиске
цели. Именно книги дают свободу мыслям. Недаром фашисты Гитлера и военные
хунты жгли книги, которые могли дать верную оценку событиям и даже верный
курс мысли человека… Помните это и уважайте книги - ваших старших советчиков!
Решетников Дима: .После каждого прочитанного произведения гляжу на мир
совсем другими глазами. На все вопросы жизни отвечаю новым улучшенным
вариантом ответа, все более приближаясь к истине, учитывая свой характер,
мировоззрение и влияние окружающих.
Захарова Лиана: Урок русской литературы - это один из моих самых любимых
уроков. Этот урок дает возможность высказать свое мнение, свою точку зрения.
С любовью к этому уроку связана и любовь к книгам, которую в раннем детстве
разбудила во мне моя мама. Чаще всего на уроке я думаю о том герое произведения,
которое изучаем. Например, Порфирий Головлев из романа Салтыкова-Щедрина.
Это человек без нравственных устоев. Человек, для которого деньги-цель,
страшен. Если бы весь мир стал таким, это была бы катастрофа. Человек
приходит в этот мир, чтобы оставить после себя что-то светлое и доброе.
Этому учит литература.
Афанасьева Майя: Урок литературы мне очень нравится, так как он предоставляет
возможность думать, размышлять. И мои размышления всегда очень светлые,
реальные и полны жалости и любви к героям произведений.
Сидорова Юлиана: Уроки литературы - это не просто размышления. На этом
уроке развиваются умственные, моральные, духовные ценности. Уроки литературы
- уроки человековедения. Художественный мир - это одно целое, яркое, светлое,
огромное. Туда не каждый сумеет проникнуть всей душой, всем сердцем. Однако
сумевшим проникнуть туда, предстоит очень интересная дорога жизни. Даже
самый жалкий герой Гоголя Чичиков достоин внимания. После каждого анализа
произведения кажется, что ты ничего не знаешь, не смыслишь в этой жизни.
Иногда даже становится досадно. Но постепенно появляется точка зрения.
На уроках литературы ты задаешь себе тысячи вопросов, а ответы все неднозначны.
Но литература не только научит чему-то, но и может дать наслаждение.
Максимова Яна: Произведения писателей создают прекрасный мир, который
так необходим в этом ничего не обещающем суровом мире. Я размышляю над
прочитанным и упрекаю себя во многом. В общем, урок литературы для меня
- зеленый остров, где никогда не бывает зимы.
Яковлева Лена: Великие писатели оставили нам свои творения. Благодаря
им, мы уносимся в иной прекрасный мир. После анализа я всегда глубже воспринимаю
произведения. Я восхищаюсь Татьяной. Она - идеал верной жены. А Базаров
всегда проявляет себя как личность. Акакий Акакиевич так беззащитен. Я
поняла, что могут быть и такие, как Чичиков, Карандышев. Может, на своем
жизненном пути встречу похожих людей.
Иванова Лиза: Литература - очень важный предмет для нас. Она учит нас
не повторять ошибок героев произведений, учит жить своим умом, говорить
открыто. Размышляя над этим сочинением, я поняла, что именно наш ум, наше
мнение дает возможность различать добро и зло.
Колодезникова Лена: На уроках литературы я размышляю, во-первых, над самим
произведением, во-вторых, над героями, в-третьих, над жизнью, над ее препятствиями.
Мы можем учиться на ошибках героев произведений. В общем, на уроках литературы
я учусь жить, накапливаю опыт жизни. И если бы все дети размышляли, то
в будущем их жизнь стала бы намного лучше, интереснее, счастливее…
Слово об Учителе
Щукина Ульяна, выпускница 2004 года
Помнить о своих учителях - важно. Все мы - ученики, и неизбежность встречи
ученика с Учителем предопределена, если человек стремится к знаниям, свету
и добру.
В сердце каждого из нас живут воспоминания - о самом главном, самом святом,
что сопровождает нас всю жизнь. И главное место в этих воспоминаниях занимает
Учитель. Тот единственный Учитель и сегодня для нас - самый мудрый. Это
учитель, который не просто передал нам свои знания о предмете, но и приобщал
к высшим духовным ценностям и тем самым продолжал бесконечную цепь: Учитель
- ученик - Учитель. Чаще всего им был учитель-словесник, ведь преподавание
литературы в отличие от других школьных предметов имеет свою специфику.
Именно он имеет в своем распоряжении такой значительный в нравственном
отношении воспитательный инструмент, как литература. Значение уроков литературы
в становлении духовно развитой личности трудно переоценить. Для меня таким
Учителем была и есть Александра Петровна Быллырытова.
...Прозвенел звонок. Она стремительно вошла в мгновенно притихший класс.
Невысокого роста, по-девичьи стройная, Александра Петровна двигалась легко
и уверенно. Облик ее выражал предельную собранность и строгость. Взгляд
был очень внимателен. Казалось, что он был направлен на каждого из нас
в отдельности, но в то же время она видела сразу весь класс. Поначалу
казалось, что она так же сдержанна, как и выглядела: безукоризненно одетая,
подтянутая, всегда с идеально прямой спиной. Однако это суждение было
ложным. Для нас не было учителя эмоциональней, живей и отзывчивей, чем
Александра Петровна. Ее выразительные руки как будто жили своей жизнью,
порой они говорили больше, чем слова. Но самое главное в ней - это ее
красивые глаза. Когда она рассказывала о чем-то особенно важном и нужном
, глаза нашего учителя горели от неистового желания, чтобы мы все поняли
и все прочувствовали. Я навсегда запомнила танец ее рук, трепетание ресниц,
ее порывистые движения в те волнительные незабываемые минуты, когда мы
отдалялись от реального мира и были в другом - чудесном, прекрасном, а
порой и жестоком мире... Отступало все: стены, предметы ,звуки, мимолетные
мысли, какие-то повседневные заботы, забывалось все суетное, мелкое, незначительное,
и души наши были открыты для тех вечных истин -добра, красоты и сострадания,
о которых и вещало живое слово нашего учителя... Движения Александры Петровны
были отражением ее переживаний, они говорили о ее подлинно душевном отношении
к своему предмету. Этот тонкий, едва ли уловимый нами тогда осознанно
нервный импульс передавался каждому, заставляя нас не просто стараться
хорошо знать предмет, но и не оставаться равнодушными и черствыми.
На меня, видимо, этот импульс подействовал больше всех. С того момента,
как Александра Петровна стала вести в моем классе уроки русского языка
и литературы, и начинается та самая вечная история об Учителе и ученике...
Вспоминая, как она проводила бесчисленные часы, готовя меня ко всевозможным
олимпиадам, научным конференциям и конкурсам, помогая мне пробираться
через все трудности, которые я встречала на этом нелегком пути (и видит
Бог! иногда опускала руки), воспитывая во мне любовь к подлинному искусству
и тягу к новым знаниям, я испытываю безмерную благодарность к своему Учителю.
То, что я, как и многие другие ее ученики, имею золотую медаль школы и
диплом ВУЗа с отличием, безусловно, результат неустанной кропотливой работы
Александры Петровны в течение нескольких десятков лет. Но не это самое
главное. Самое главное, чему научила меня мой Учитель - и своими уроками,
и личным примером - это стремление к совершенству, веру в свои силы и
необходимости каждодневного, ежечасного, ежеминутного труда над самим
собой. И как бы не сложилась впоследствии моя жизнь, я всегда буду вспоминать
с любовью моего Учителя, так много сил вложившего в обучение и воспитание
многих поколений гимназистов, и, в частности, в становление и развитие
моей личности.
Из размышлений учащихся 2009-2010 года
Алексеева Вероника: На уроке литературы учимся правильно выражать свои
мысли и высказывать их перед публикой, учимся взаимоотношениям между людьми,
различать правду от лжи, мужество и трусость. Учимся жизненной мудрости.
Ордахов Ариан: Сейчас трудно представить нашу с вами жизнь без бессмертных
произведений Пушкина, Гоголя, Толстого. В их произведениях соседствует
дружба и предательство зависть и ненависть, радость и раздор. И это очень
хорошо, что есть такой урок как литература. Урок литературы необходим,
потому что здесь нас учат жизни, готовят к ней.
Сивцева Вика: Я учусь говорить, отстаивать мнение, формулировать мысли.
На уроках размышляем о ценностях жизни, об отношении к деньгам, любви,
дружбе. Думаем о том, что нельзя обвинять обстоятельства жизни.
Дьячковская Вероника: Для некоторых школьный урок литературы - скучный
и тоскливый урок, а для некоторых - новая дверь, ступенька в жизнь, новые
интересные познания. Что касается меня, то я выбираю второе. Литература
- это сокровищница мировой культуры. Такие произведения как "Мертвые
души" Гоголя будут всегда актуальны.
Никифорова Айыына: С каждым годом произведения растут вместе с нами, становятся
как и мы серьезнее, труднее, сложнее. Это такой важный и интересный урок.
Удивительное свойство художественной литературы - делать живым давно минувшее.
На уроках литературы мы учимся понимать суть произведения, вживаться в
образы героев. И самое главное: мы учимся анализировать. Я думаю. что
анализ - это путь от непосредственных читательских впечатлений к уяснению
авторской позиции. Это попытка приблизиться к писателю, к его мировосприятию
и осмыслению мира в целом.
Васильева Кюнняй: Я считаю, что уроки литературы - это уроки жизни. Они
учат не совершать ошибок. Книги дают советы, которые пригодятся в жизни.
На уроках литературы мы учимся рассуждать, делиться мнениями, работать
в группе, поддерживать одноклассников и защищать наши работы. Еще немаловажно,
как учитель нас учит. Ведь с хорошим учителем урок становится интереснее.
Петрова Сардана: Из каждого прочитанного произведения мы извлекаем урок,
который воспитывает в нас человека. Я думаю, что человек, читающий, любящий
литературу, не способен к деянию плохого. Он никогда не снизойдет до преступления.
В нашем возрасте человек наиболее впечатлителен и восприимчив. Самое благоприятное
время для формирования личности. А в этом огромную роль играет школа,
так как почти все свое время мы проводим в школе. Разные точные науки:
математика, физика, химия дают знания, а литература дает уроки жизни:
учит различать хорошее от плохого, дает ответы на многие волнующие нас
вопросы. Мы учимся сострадать, любить, уважать. Прекрасные произведения
доставляют нам наслаждение, радость, волнуют ум и сердце, учат понимать
красоту, вызывают неприятие низости и подлости, побуждают бороться с ними.
Мурунов Трофим: На уроках литературы я размышляю о многом: о героях произведений,
о писателях. Мне на уроках литературы всегда весело и интересно. Когда
звенит звонок, я всегда с радостью жду учителя, потому что она веселая
и доступно объясняет урок, любому ученику будет ясно. Она старается объяснять
то, чего мы недооцениваем. Мне всегда интересно узнать биографию писателей.
Они очень интересные люди.
Данилова Наташа: Мне очень понравились дебаты по "Мертвым душам".
На уроках учимся связно говорить по-русски, настаивать на своем мнении,
защищать свои интересы. Я восхищаюсь тем, что учитель русской литературы,
Вы, действительно очень хотите, чтобы мы поняли то, что мы читали, не
просто так, а углубленно и даете нам бесценную энергию на то, чтобы мы
поняли, что такое настоящая литература. С первых классов меня интересовал
только технический цикл, и я никогда не думала, что меня будет интересовать
литература. В ней много правды. Мы наслаждаемся тем, что прочитали, порой
даже витаем в облаках, смеемся, удивляемся. Все это литература.
Петрова Вера: Литература дает возможность приобщиться к духовной культуре
человечества и радости творческого отношения к жизни. Ведь каждый писатель
- особый мир, и нужно душевно измениться, чтобы войти в его мир. Это душевная
настройка, пересмотр, изменение себя - труд читателя, всегда радостный.
Для меня урок литературы - это урок жизни. Анализируя прочитанные произведения,
я всегда размышляю о жизненных ситуациях. Стараюсь не совершать те ошибки,
которые совершили герои. На уроках литературы у меня развиваются ключевые
компетенции. Я учусь свободно выражать свои мысли, выступать перед публикой,
совершенствую личностные отношения, вести себя уверенно при любых ситуациях.
Литература нужна, полезна, необходима каждому человеку.
Неустроева Нарыйа: Через героев своих произведений писатели осуждают всяческие
пороки, недостатки. Такие образы узнаваемы и сейчас. Автор учит нас смотреть
на себя со стороны. Татьяна в романе "Евгений Онегин" учит нас,
девушек, стать искренними, честными, мудрыми. Нравственные ценности можно
уловить, понять только в том случае, если внимательно читаешь текст и
думаешь над прочитанным. Уроки литературы для меня стали истинными уроками
жизни. Я научилась воспринимать художественное произведение как путеводитель
по жизни, научилась анализировать произведения, научилась думать над образами,
созданными автором. Также учусь отличать прекрасное от дурного. Я думаю,
что любовь к литературе воспитывается через личность учителя, от его глубоких
знаний, любви к предмету, к профессии.
Отзывы учащихся
Львова Света, выпускница 1996г. (журналист НВК): "Александра Петровна
была у нас классным руководителем. Это настоящий Учитель с большой буквы,
прекрасный педагог, тонко чувствующий колебания юношеской души в любой
ситуации. Она очень хорошо понимала нас".
Васильева (Кривошапкина) Люба, выпускница 2001г. (телеведущая): "Мне,
как телеведущей, нужно хорошее знание языков, коммуникативность. Александра
Петровна удивительный человек, открывший величие русского языка. Но, как
говорится, теория познается на практике. Те умения, которые я приобрела
в школе, очень помогли в моей профессии".
Щукина Ульяна, выпускница 2004г. (студентка РО ФЛФ ЯГУ): "Знания,
полученные на уроках Александры Петровны - солидный багаж, который нам
помогает учится. Она на уроках любую скучную тему делала интересной, привила
в нас чувство уважения к русскому языку и литературе".
Захарова Лиана, выпускница 2004г. (студентка РОЯШ ФЛФ ЯГУ): "Александра
Петровна очень эмоциональный человек, тонко чувствующий наше настроение.
Нам очень нравились уроки литературы. Мы очень любим нашу учительницу
и желаем всяческих благ".
Гуляева Лора, Протопопова Катя, ученицы 11 кл.: "Александра Петровна
учит нас с 8-го класса по русскому языку и литературе. Она из тех учителей,
которых можно назвать профессионалами своего дела. Ее профессионализм
доказывается тем, что ученики, которых она готовит к олимпиаде, всегда
занимают призовые места не только в улусных, но и в региональных, республиканских
олимпиадах. На ЕГЭ ее ученики набирают высокие баллы. Нам очень нравится,
как она учит. Александра Петровна очень требовательный, но в то же время
очень понимающий человек".
Отзывы родителей
Павлова Галина Иннокентьевна: "Русский писатель Лев Николаевич Толстой
говорил "Если учитель соединяет в себе любовь к делу, к ученикам,
он совершенный человек". На мой взгляд, слова великого Толстого относятся
к Александре Петровне. Ее мастерство и талант всегда восхищают нас, родителей.
Наших детей Александра Петровна учит с 8-го класса. Теперь они заканчивают
11-й класс. Александра Петровна не только дает знания и умения, но и помогает
нашим детям думать, размышлять, становится человеком. Мы признательны
и благодарны Александре Петровне. Она очень эмоциональный, общительный,
требовательный, ответственный и духовно богатый человек".
Турнина Саргылана Дмитриевна: "Я хочу выразить огромную благодарность
Александре Петровне за то, что она привила в моих детях любовь к чтению,
приобщила к классической литературе. Она умеет удивительно доступно объяснить
любой трудный материал. Мои дети всегда тщательно готовятся к ее урокам".
Оглавление
Рефлексия о разумном, добром, вечном (эссе) ………………………………………………….3
1. Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три
года……..6
1.2. Позитивная динамика "успеваемости" учащихся за последние
три года………………6
1.3. Позитивная динамика "качества знаний" учащихся за последние
три года…………...7
1.4. Увеличение количества учащихся (в процентах), принимающих участие
в предметных олимпиадах школьного и муниципального уровней………………………10
1.5. Увеличение количества и повышение качества творческих работ учащихся
по данному предмету…………………………………………………………………………...11
1.6. Рост мотивации к изучению предмета (увеличение процента учащихся
в
классе, испытывающих интерес к изучению данного предмета)………………………...11
2. Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по
учебным предметам…………………………………………………………………………….12
2.1. Ведение кружков, секций, факультативов………………………………………………….12
2.2. Результаты внеурочной деятельности (творческие работы учащихся,
участие в конференциях, конкурсах, концертах, спортивных соревнованиях)
за последние три года…………………………………………………………………………..14
2.3. Достижения (первые и призовые места) учащихся, посещающих
внеурочные мероприятия учителя, в олимпиадах, конкурсах,
спортивных соревнованиях разного уровня за последние три года……………………..15
3. Позитивные результаты деятельности учителя по выполнению функций
классного руководителя…………………………………………………….…………………16
3.1. Благоприятный психологический климат в классе (атмосфера
товарищества, взаимопомощи, толерантности)……………………………………………16
3.2. Постоянное взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся………17
3.3. Развитие самоуправления в классе…………………………………………………………..18
3.4. Активное участие учащихся в жизни образовательного учреждения…………………..19
3.5. Участие учащихся в решении проблем местного социума………………………………..20
4. Использование современных образовательных технологий, в том
числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету
и воспитательных работ……………………………………………………………………….21
4.1. Использование ИКТ в процессе обучения предмету………………………………………21
4.2. Использование проектных, исследовательских и др. развивающих
образовательных технологий в процессе обучения предмету и в
воспитательной работе………………………………………………………………………...23
4.2.1. Краткое описание концепции обучения русскому языку и литературе……………...23
4.2.2. Обучающие программы……………………………………………………………………..24
4.2.3. Локальные обучающие и развивающие технологии……………………………………24
4.3. Разработка и использование общественно признанной авторской методики,
в том числе новых цифровых образовательных ресурсов, методов фиксации
и оценивания учебных достижений, контрольно-измерительных материалов………..24
4.3.1. Описание технологии "Обучение способам приобретения знаний
в
процессе изучения литературного произведения"………………………………………...24
4.3.2. Краткое описание технологии "Подготовки к ЕГЭ по русскому
языку"……………..25
4.3.3. Методы фиксации и оценивания учебных достижений, контрольно -
измерительных материалов…………………………………………………………………...26
5.4. Результативность использования современных образовательных технологий……...26
6. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта………..…………27
6. Участие в муниципальных, региональных и федеральных
профессиональных конкурсах…………………………………………………………………29
7. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка………………………..29
8. Отзывы коллег, родителей, учащихся………………………………………………………..31