Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Таттинское муниципальное управление образованием
Таттинское муниципальное общеобразовательное учреждение
"Таттинская гимназия" им. А.Е. Мординова
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ: ВЫСШАЯ
ОБРАЗОВАНИЕ: ВЫСШЕЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ: 31 ЛЕТ
ДАТА РОЖДЕНИЯ: 29 ИЮНЯ 1955 Г.
Формирование графической культуры и технического мышления учащихся как
условие успешной реализации профильного обучения
Аналитическая справка
с. Ытык-Кюель, 2010
1. Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три
года.
1.1. Позитивная динамика "успеваемости" учащихся за последние
три года.
Мегин Прокопий Дмитриевич - опытный учитель графических дисциплин, талантливый
педагог, обладающий особым стилем преподавания. 28 лет ведет кропотливую,
целенаправленную, творческую работу по формированию у учащихся графической
культуры, технического мышления. Как учитель, систематически достигающий
высоких результатов в работе, Прокопий Дмитриевич считается ведущим учителем
графических дисциплин в улусе, регионе, республике.
Диаграмма демонстрирует процент качества обучения учащихся Прокопия Дмитриевича
за 3 последние года.
Вывод:
Показатели демонстрируют, что высокие результаты работы системны и имеют
тенденцию к повышению. Это показывает мастерство учителя, эффективность
его способов организации образовательной деятельности.
1.2. Позитивная динамика "качества знаний" учащихся за последние
три года.
Прокопий Дмитриевич выделяет три составляющих качества знаний (по Зорину
Л.Я., Лернер И.Я., Полонскому В.М.): системность знаний, действенность
знаний, прочность знаний.
1.2.1. Условием обеспечения полноценности качества знаний являются развитие
общеучебной мыслительной деятельности, формирование предметных компетенций.
На примере учащихся одного класса составлен мониторинг развития мыслительных
операций, уровня сформированности предметных компетенций, необходимых
для изучения графических дисциплин. Выборка учащихся для мониторинга сделана
так, чтобы была видна разница между результатами учащихся 2-х групп: а)
учащиеся, прошедшие курс технического моделирования в 5-7 классах и основы
черчения в 6-7 классах (Васильев Гриша, Васильев Серёжа); б) учащиеся,
поступившие в гимназию только в 8 классе, т.е. не изучавшие техническое
моделирование и азы черчения (Кулаковская Агаша, Харлампьев Женя). Мониторинг
оценки ведется по 10-балльной шкале.
Наблюдение Сопоставлен-е Сравнение Анализ Синтез
класс 7 9 11 7 9 11 7 9 11 7 9 11 7 9 11
Васильев Гриша 6 7 9 6 9 9 8 9 10 5 7 9 3 5 9
Васильев Серёжа 4 8 9 5 8 9 6 8 9 4 6 8 2 6 8
Кулаковская Агаша 5 10 5 10 6 10 7 9 6 9
Харлампьев Женя 8 10 9 10 9 10 8 10 8 10
Вывод: Мониторинг показывает, что у учащихся в процессе общения с Прокопием
Дмитриевичем развиваются навыки использования мыслительных операций, т.е.
создаются благоприятные условия для мыследеятельности, что отражается
в повышении качества обучения.
Мониторинг формирования значимых предметных компетенций.
Все четверо учащихся в 2007 году поступили в инженерно-технические ВУЗы
и успешно изучают курс начертательной геометрии ВУЗа.
ФИО Гриша Сергей Агаша Женя
Предметные компетенции (умения) 9 11 ВУЗ 9 11 ВУЗ 9 11 ВУЗ 9 11 ВУЗ
Пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), справочной литературой
и учебником да да да да да да да да да да да да
Анализ изображения группы геометрических тел да да да да нет да нет да
да да да да
Выполнение чертежа после мысленного преобразования пространственного положения
предмета нет да да нет да да нет да да нет да да
Определение минимального количества видов, необходимых для чтения чертежа
предмета да да да нет да да да да да да да да
Выполнение чертежа по наглядному изображению предмета да да да нет да
да да да да да да да
Выполнение чертежа по словесному описанию нет да да нет нет да нет да
да да да да
Чтение чертежа, заданного двумя, тремя видами нет да да да да да да да
да да да да
Вывод: Анализ уровня сформированности предметных компетенций показывает,
что системность в изучении черчения и умелая организация учебного процесса
способствуют развитию умений и навыков, выводят учащихся на путь саморазвития.
1.2.2. Прокопий Дмитриевич разработал собственную систему контроля "успеха
обучения", основными составляющими которого он считает:
" систематичность и регулярность;
" глубина и прочность знаний;
" предметная компетентность;
" объективность контроля и оценки;
" валидность;
" оптимальность.
Для реализации системы контроля, учитель составил по каждой образовательной
единице 10 вариантов разноуровневых карточек-заданий. Карточки составлены
соответственно правилам: от легкого к трудному, от известного к неизвестному,
от простого к сложному. Сборник Мегина П.Д. "Карточки-задания на
уроках черчения и начертательной геометрии" утвержден на заседании
НМС гимназии, опубликован в 2002 году и апробируется по всей республике.
Прокопий Дмитриевич использует элементы кейс-технологии для учета контроля
"успеха обучения". По данным этого контроля он разрабатывает
траекторию дальнейшего обучения каждого ученика.
1.2.3. Позитивная динамика "качества знаний" учащихся за последние
три года.
Ежегодно повышается качество сдачи экзамена по черчению в 11, 9 классах.
Вывод: Показатели диаграммы подтверждают, что ежегодно большой процент
учащихся предпочитает предметом экзамена по выбору - черчение. Это является
показателем высокой мотивации учащихся к изучению черчения, их успешности
в изучении этого предмета, сформированности их предметной компетенции
и развития мышления.
1.2.4. Многие выпускники политехнических классов связывают свою будущую
профессию с техническими специальностями и успешно учатся в ВУЗах республики,
России.
За 15 лет преподавания в гимназии 77 выпускников Прокопия Дмитриевича,
выбрали технические, инженерные, архитектурные, педагогические, дизайнерские
специальности.
Большое значение имеет тот факт, что все они учатся по начертательной
геометрии на "отлично", участвуют в вузовской олимпиаде по этому
предмету, занимают первые и призовые места.
1.3. Увеличение количества учащихся (в процентах), принимающих участие
в предметных олимпиадах школьного и муниципального уровней.
Учащиеся Прокопия Дмитриевича ежегодно участвуют в олимпиадах четырех
уровней: школьного, муниципального, регионального, республиканского. У
него отработана система подготовки учащихся к олимпиаде. Им воспитаны
5 победителей Государственной республиканской, множество призеров улусной,
региональной и республиканской олимпиады.
Количество учащихся на данный учебный год Участие в олимпиадах школьного
и муниципального уровня % участия Участие в олимпиадах регионального и
республиканского уровня % участия
2002-2003 152 68 44,7 18 11,8
2003-2004 147 61 41,5 15 10,2
2004-2005 162 73 45,1 26 16,1
2005-2006 167 84 50,3 28 16,8
2006-2007
198 102 51,5 34 17,2
Ежегодно выпускники Таттинской гимназии, ученики Прокопия Дмитриевича,
принимают успешное участие в олимпиадах ВУЗов по начертательной геометрии
и компьютерной графике (см. критерий 2.3)
Вывод: Большой процент участников и призеров олимпиад показывает, что
педагогическая деятельность Прокопия Дмитриевича очень эффективна, полна
и динамична: учащиеся конкурентноспособ ны, высокомотивированы, у них
сформирована графическая культура, развито мышление, развита воля к достижению
цели.
1.4. Увеличение количества и повышение качества творческих работ учащихся
по данному предмету (проектов, исследований и др.)
Прокопий Дмитриевич создает благоприятные условия для повышения мотивации,
развития творческих способностей, самостоятельности, ответственности обучающихся
через вовлечение их
в проектную деятельность. В предыдущие годы многие учащиеся политехнического
профиля выполняли исследовательские работы под руководством Мегина П.Д.
и успешно участвовали в улусных, региональных и республиканских научно-практических
конференциях "Шаг в будущее".
Этапы формирования технического ТВОРЧЕСТВА по Мегину П.Д.:
1 этап: Выполнение графических работ. Кейс-отчет.
2 этап: Творческий отчет. Компьютерные презентации. Проекты. Рефераты.
3 этап: Технические выставки. Участие в научно-технических выставках,
конкурсах проектов.
4 этап. Научно - практические конференции. Защита проектов.
1.5. Рост мотивации к изучению предмета (увеличение % учащихся в классе,
испытывающих интерес к изучению данного предмета).
Активность познавательной деятельности учащихся, присутствие устойчивого
интереса к предмету - главные показатели "успеха обучения" учащихся.
Прокопий Дмитриевич выделяет три основных типа активности при изучении
графических дисциплин, которые являются главными при развитии графической
культуры и технического мышления и роста мотивации к изучению графических
дисциплин.
На примере профильного класса 2007 года выпуска сделан анализ ступеней
развития познавательной активности. В классе всего 19 учащихся, анализ
сделан для группы технического профиля из 11 учащихся, который представлен
в виде таблицы: (+)-количество учащихся, у которых выражен данный вид
активности; (-) -количество учащихся, у которых не выражен.
Динамика роста мотивации к изучению графических дисциплин
Вывод: Большое значение для высокой мотивации учащихся имеет привлекательность
самой личности учителя: умение вести индивидуальную работу, создание ситуации
успеха для учащихся, выбор оптимальных средств и методов обучения, личное
упорство и настойчивость учителя. Все это способствует позитивной динамике
активизации познавательного интереса и повышению числа учащихся, желающих
изучать графические дисциплины.
2. Позитивные результаты внеурочной деятельности учащихся по учебным предметам.
2.1. Ведение кружков, факультативов.
2.1.1. Система внеурочной деятельности.
Особенностью педагогической деятельности Прокопия Дмитриевича является
дополнительная внеурочная работа с учащимися. Он придает огромное значение
внеурочным занятиям для раскрытия способностей учащихся, развитию интеллекта,
формированию пространственного воображения, развитию интереса к занятиям
графическими дисциплинами. Внеурочную работу он организует по системе,
которая сложилась в стройную технологию, содержание, формы и методы которой,
вовлекают учащихся в интересную самостоятельную интеллектуальную, творческую
деятельность практического характера.
Вывод: Вовлечение учащихся в эти формы внеурочной деятельности способствуют
активизации познавательной деятельности, развитию творческих способностей,
волевых качеств и помогает определиться школьнику в выборе профессии.
Отслеживание динамики личностного развития учащихся, прошедших курс внеурочных
занятий у Мегина П.Д. на примере выпускников гимназии.
Динамика личностного роста Никифорова Семена.
Интерес к графическим дисциплинам. Успевае
мость по предмету Трудолю
бие Творчес
кое вообра
жение Участие на олимпиадах
6 сред сред низ низ -
7-9
выс выс сред сред Улусный тур 1 место
Суперфинал государственной республиканской олимпиады 1 место
10-11 выс выс выс сред Политехническая олимпиада 1 место
ВУЗ выс выс выс выс Олимпиада технических ВУЗов республики 1 место
Олимпиада ВУЗов Сибири и Дальнего-Востока Призер
Итог: Никифоров Сеня поступил в факультет дизайна и архитектурной среды
Московского института культуры. После окончания ВУЗа работает в АОО "Проектная
строительная фирма" архитектором - дизайнером.
Динамика личностного роста Петрова Ивана
Кл. Интерес к графическим дисциплинам. Успеваемость
по предмету Работоспо
собность Творческое
воображение Участие на олимпиадах
7
сред.
сред.
низ.
низ.
Улусный тур - 1 место;
Заочная республиканская олимпиада - 3 место; Суперфинал государственной
республиканской олимпиады -5 место;
8 выс. выс. сред. сред. Улусный тур-3 место;
Региональный тур "Заречье"-2 место;
Суперфинал государственной республиканской олимпиады -3 место
9 выс. выс. выс. сред. Улусный тур - 2 место; Заочная республиканская
олимпиада - призер
10-11 выс. выс. выс. сред. Политехническая олимпиада - призер
ВУЗ выс. выс. выс. выс. Олимпиада ВУЗов Сибири и Дальнего Востока
Итог: Петров Ваня поступил в Тихоокеанский технический университет на
факультет архитектуры.
Вывод: Многолетний опыт Прокопия Дмитриевича в вовлечении учащихся в разнообразные
формы внеурочной деятельности подтверждает, что многие учащиеся выбирают
профессии, связанные с черчением, обретают такие социально значимые личностные
качества как толерантность, конкурентноспособность, креативность, самостоятельность
и т.д.
2.2. Результаты внеурочной деятельности (творческие работы учащихся, участие
в конференциях)
Прокопий Дмитриевич успешно приобщает учащихся к научно-исследовательской
деятельности. Свои проекты учащиеся представляют на творческом гимназическом
отчете, далее на улусных Мординовских чтениях, региональных и республиканских
НПК, технических выставках.
Проекты учащихся, разработанные за последние годы
Годы Фамилия, имя ученика Тема проекта Результат.
1998 Килибеева Нонна "Айыы дьиэтэ" Республик. НПК- лауреат
Всероссийск.НПК - 2 диплом.
2001
Луковцев Костя "Проект коровника" Региональная НПК
2002 Максимов Алик "Проект школы в якутском национальном стиле"
Региональная НПК
2005
Маркова Нария
Бурнашев Валера "Планировка жилого дома"
"Дизайн в автомобилестроении" Улусная НПК
Улусная НПК
2006 г.
Туласынова Маша
Аввакумова Капа "Туой кистэлэннэрэ"
"Проект благоустроенного дома в селе" Улусная НПК - 3м.
Респ. НПК- 3м.
Улусная НПК
2007 г.
Колодезникова Фрося "Замена деревянного окладного венца дома на бетонный"
Регион. НПК - 3 м.
Республ.НПК- 2 м.
Проекты, представленные на технических выставках детского творчества
2001 г. Неустроев Руслан Модель истребителя СУ-29 Улусная выставка техн.
Творч. - 2 м.
2002 г
2003 г.. Андросова Туяра
Неустроев Руслан Макет "Зашиверская церковь"
Макет "Бизнес Центр" Улусная выставка техн. Творч. - 1 м.
Улусная выставка техн. Творч.
2004 г. Андреев Юлиан Модель военной техники Улусн. Выставка техн. Творч.
- 2 м.
Лучшие проекты, представленные на творческих отчетах
2006 г. Цой Вова, Миронов Сергей, Попов Дима 8в
Туласынова Маша 6а
Никифоров Степа 5б Компьютерная презентация на тему "Компьютерная
графика"
"Туой кистэлэнэ"
Модель самолета
2007 г. Колодезникова Фрося 8в
Туласынова Маша 7а
Федоров Максим 5б
Тарасов Сеня 6б
Степанов Уйусхан 8в
Мордовская Наташа,
Григорьева Сардана 10в
Старостина Нюргуяна10в
Никифоров Степа 6б "Замена деревянного окладного венца дома на бетонный"
Макет "Башня с часами".
Макет "Спортивная площадки"
Макет "Спичечный домик"
Головоломка "Три вида и аксонометрия"
" Загадка природы"
"Архитектурные стили Средневековья"
Модель истребителя
2.3. Достижения учащихся на олимпиадах.
Прокопий Дмитриевич имеет большой опыт работы со способными детьми, в
совершенстве владеет методикой подготовки учащихся к олимпиадам различного
уровня. За 28 лет педагогической деятельности учитель подготовил 5 победителей
и 28 призеров суперфинала Государственной олимпиады по черчению и компьютерной
графике. Учащиеся Прокопия Дмитриевича ежегодно участвуют на олимпиадах
четырех уровней (школьный, муниципальный, региональный и республиканский),
становятся победителями и призерами этих олимпиад.
Ученики- олимпиадники Прокопия Дмитриевича, став студентами, постоянно
участвуют в студенческих олимпиадах различного уровня и занимают призовые
места.
Прокопий Дмитриевич является составителем задач улусных олимпиад по черчению,
которые отличаются оригинальностью и красотой, отвечают высоким требованиям
и способствуют развитию технического мышления учащихся.
Победители суперфинала государственной олимпиады по черчению,
ученики Прокопия Дмитриевича:
Результаты учащихся за последние 7 лет
Год Участники и победители
муниципальных Победители региональных и республиканских Суперфинал гос.
олимпиады
2001-2002
1 м.- 3 учащихся,
2 м.- 2 учащихся,
3 м.- 3 учащихся,
4 м.- 1 ученик
7 классы
Андреев Юлиан
8 классы
Андросова Туяра 1м
Лебедев Миша 2м
Петров Ваня 2м
9 классы
Сыромятников Коля 3м Андросова Туяра 1м
Петров Ваня 3м
Лебедев Миша 4м
яИтоги участия команды Таттинской гимназии на суперфинале государственной
республиканской олимпиаде по черчению (тренер команды - Мегин П.Д.):
1996 год- 1 место; 1999 год -1 место; 2002 год - 1 место; 2007 год - 1
место
Инженерно-техническая олимпиада школьников республики РС(Я) в рамках IV
Ларионовских чтений, 2008, февраль:
Кычкин Саша, 10 класс - 1 м.; Алексеев Толя, 10 класс - 2 м.; Мордовская
Наташа, 10 класс - 3 м.
Участники - Старостина Нюргуяна, 10 кл, Селляева Нюргуяна, 10 кл., Григорьева
Сардана, 10 кл.
Студенты - участники студенческих технических олимпиад по инженерной и
компьютерной графике, начертательной геометрии между ВУЗ-ами
Олимпиада ЯГУ по начертательной
геометрии Олимпиада технических ВУЗов республики ВУЗы Сибири и Д-Востока
1. Эляков Николай Николаевич
2. Докторов Петр Трофимович
3. Марков Алексей Алексеевич
4. Аргунов Афанасий Борисович
5. Никифоров Семен Семенович
6. Федоров Степан Сергеевич
7. Ючюгяев Марк Олегович
8. Неустроев Александр Петрович
9. Максимов Альберт Александрович
10. Сунхалыров Махмуд Бахтиерович
11. Кириллин Леонид Николаевич
2002 г. - 3 м.
2000 г.- 3 м.
2002 г. - 2 м.
2001 г.
2002 г. - 1 м.; 2003 г.
2002 г.
2003 г. - 3 м. 2004 г-2м.
2004 г.
2004 г.
2001г-1 м.2002г.-2 м.
2003 г. призер
2004 г. Призер
2004 г.- 1 м. 1997 г - 1 м
2005г.призер
3. Позитивные результаты деятельности учителя по выполнению функций классного
руководителя
Всего за годы работы было 4 выпуска. В 2006 году Прокопий Дмитриевич выпустил
11 "в" политехнический класс. С данным коллективом он работал
с 5 класса. За эти годы класс стал дружным коллективом учащихся с активной
позицией в жизни не только класса, но и школы. Учащиеся данного класса
отличаются высокой мотивацией к обучению, организованностью, самостоятельностью,
сплоченностью. Классный руководитель умеет находить общий язык с каждым
учеником, раскрыть общие и специальные способности каждого ученика.
Результаты:
1. Коллектив единомышленников: активные участники общегимназических мероприятий
(победители многих мероприятий);
2. Цыремпилов Сергей - президент гимназии, участник республиканской школы
лидеров, республиканской конференции юных политологов;
3. Неоднократные призеры и победители улусных, региональных, республиканских,
международных, всероссийских олимпиад по математике, физике, информатике
и черчению;
4. Медалисты - 1 золотая медалистка (Сивцева Сардана), 3 серебрянных медалиста.
5. 100% поступление в ВУЗы Центра, Дальневосточного региона и республики.
6. Успешная адаптация выпускников по итогам 2006-2007 и 1 семестра 2007-2008
учебных годов (на данный момент - все студенты 2 курса).
3.1. Благоприятный психологический климат в классе (атмосфера товарищества,
взаимопомощи, толерантности).
Классным руководителем созданы благоприятные условия для адаптации учащихся
к условиям гимназического образования, для установления доброжелательных,
дружеских отношений. Диагностика изучения особенностей классного коллектива,
проведенной школьным психологом (методика сплоченности коллектива - показатели
ценностно-ориентированного единства, разработанная Р.О. Немовым), показывает,
что:
- учащиеся класса осознают общую цель класса;
- прилагают определенные усилия для достижения общих целей;
- способны сплачиваться, мобилизоваться в нужный момент.
Результаты изучения психологического климата выявляют:
- в классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения;
- наблюдается доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии;
- членам группы нравится вместе проводить время, участвовать в совместной
деятельности;
- совместные дела увлекают всех, выражено желание работать коллективно.
3.2. Постоянное взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся.
Прокопий Дмитриевич как классный руководитель постоянно поддерживает связь
с родителями. Родители класса стали первыми помощниками и единомышленниками
классного руководителя. Направления сотрудничества Мегина П.Д. и его класса
с родителями класса:
Направления Виды деятельности
Учебная деятельность - Контроль за выполнением домашних работ;
- Совместная проверка дневников обучающихся;
- Участие в смотре знаний;
- Посещение уроков;
- Обсуждение учебной деятельности на родительских собраниях;
- Организация репетиторства для учащихся, испытывающих трудности в обучении
по отдельным предметам.
Воспитательная работа - Проведение тематических классных часов;
- Участие в проводимых культурно-спортивных мероприятиях в классе;
- Индивидуальная работа с учащимися, имеющими проблемы в общении, в адаптации;
- Ведение профилактической работы по соблюдению Устава гимназии, правонарушению;
- Участие в организации и в проведении педагогических консилиумов в период
адаптации в 5 классе и по окончании 7 класса в выборе предпрофильного
класса.
Укрепление МТБ гимназии, оформление класса - Участие в субботниках, проводимых
в классе, в школе;
- Оказание спонсорской помощи при проведении мероприятий, в оформлении
и озеленении класса, в укреплении материально-технической базы школы.
Социальное партнерство - Приглашение специалистов для проведения лекций
и бесед по профориентации и по различным темам;
- Организация экскурсий и встреч со специалистами по организациям, учреждениям
с. Ытык-Кюель.
Исходя из образовательных потребностей родителей, совместно с ними разработана
система воспитательной работы в классе по развитию общих и специальных
способностей. Работа основывается на принципах личностно-ориентированного
и компетентностного подходов.
СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Самая лучшая победа - победить самого себя
3.3. Отсутствие правонарушений у учащихся (или позитивная динамика по
этому показателю).
В классе за 7 лет не допущено ни одного случая нарушения Устава школы,
правонарушения.
Подтверждение: справка ОВД Таттинского улуса.
3.4. Развитие самоуправления в классе.
Основное внимание со стороны Прокопия Дмитриевича уделяется изучению индивидуальных
способностей учащихся и выделению групп по интересам. Выбираются командиры
групп, формируется актив группы. Каждый учащийся получает свою сферу деятельности,
и на него возлагается ответственность за её выполнение. Цель работы с
коллективом на этом этапе - добиться, чтобы учащиеся самостоятельно планировали
свою деятельность, организовали её выполнение, анализировали свои результаты.
Истинное самоуправление рождается снизу. Для этого при организации любых
мероприятий Прокопий Дмитриевич придерживается следующих этапов:
Этапы организации самоуправления
3.5. Активное участие учащихся в жизни образовательного учреждения.
Класс, руководимый Прокопием Дмитриевичем, является одним из лучших классных
коллективов гимназии. Все учащиеся активно участвовали во всех мероприятиях,
проводимых в прогимназии. Не раз занимали 1 - ые и призовые места в различных
конкурсах, смотрах, интеллектуальных играх, спортивных соревнованиях,
проводимых в прогимназии и в гимназии.
Таблица достижений учащихся класса
№ Ф.И. Мероприятия Итог
1. Андреев
Юлиан Международная Жаутыковская олимпиада по математике в г. Алма-Ата
Казахстан. Государственная олимпиада РС(Я) по математике. Региональная
олимпиада по математике Сертификат института математики и информатики
ЯГУ. Сертификат СИБАДИ г. Омск призер
4 место
1 место
2. Бочоруков
Сергей Улусные соревнования по борьбе хапсап5ай 2005г. Региональная олимпиада
технических вузов Сибири и Дальнего Востока. С. Майя 2006 1 место
призер
3. Бурнашев
Валера Улусная олимпиада по черчению 2003г. Улусные соревнования по пулевой
стрельбе на призы полного кавалера орденов славы Д.А. Петрова. Пробег
"Звездная эстафета" по маршруту Ытык-Кюель - Таастаах - Ытык-Кюель
на призы Петрова. 1 место
1 место
сертификат
4. Варламов
Ким Международная Жаутыковская олимпиада по математике в г. Алма-Ата Казахстан
Суперфинал государственной олимпиады РС(Я) по математике.
Региональная олимпиада по математике призер
призер
2 место
5. Горохова
Павлина Региональная олимпиада технических вузов Сибири и Дальнего Востока.
С. Майя 2006 участник
6. Колодезни
кова Роза Улусная олимпиада по гуманитарным предметам . призер
7. Никифорова Шура Региональная НПК "Шаг в будущее", Республиканская
НПК "Шаг в будущее"
Улусная олимпиада по черчению 2004г. лауреат
2 место
8. Николаев
Витя Чемпионат г. Якутска по боксу
Чемпионат заречных улусов по боксу 2006
Республиканский турнир по боксу 2005
Улусная олимпиада по обществознанию2006г. двухкрат чемпион
1 место
призер
призер
9.
Сивцева Сардана Всероссийская конференция "Шаг в будущее" в
г. Москва 2005
Евразийская конференция "Шаг в будущее" в Байкале 2005
Республиканская НПК "Шаг в будущее" 2004
Региональная НПК "Шаг в будущее"
Улусная олимпиада по английскому языку2005г, 2006г.
Президентская Рождественская елка 2006 лауреат
призер
лауреат
лауреат
призер
участие
10. Собакин Коля Суперфинал государственной олимпиады школьников РС(Я)
по черчению. 2004г. Региональная олимпиада по черчению с. Борогонцы
Участник Региональной олимпиады технических вузов Сибири и Дальнего Востока.
С. Майя 2006г. Улусная олимпиада по истории 2006г.
Соревнования по стрельбе посвященной ко дню защитников Отечества 2005г.
1 место
2 место
призер
1 место
11. Старостин Петя Всероссийский чемпионат по программированию 2004 г.
Новосибирск
Всероссийский чемпионат по программированию 2005 г. Барнаул
Республиканская олимпиада по информатике 2005, 2006
Международная олимпиада "Туймаада" по информатике 2005
Дальневосточный чемпионат по программированию г. Владивосток, 2005.
Стипендиат I президента РС(Я) "Знанием победишь", 2005
Мини Футбол Таттинского улуса 2006г. участник
диплом IIст.
1 м., 1 м.
Диплом III ст.
диплом III степени
3 место
12. Тастыгина Фрося Улусные соревнования по баскетболу 2005г.
Смотр художественной самодеятельности фольклор 1 место
диплом III ст.
13. Товаров Алеша Улусная олимпиада по физике 2004, 2005
Региональная олимпиада по физике 2005
Улусная олимпиада по физике 2006
Региональная олимпиада технических вузов Сибири и Дальнего Востока. С.
Майя 2006 1 места
2 место
1 место
участие
14. Цыремпилов Сергей Улусная олимпиада по английскому языку 2003, 2004,
2005
Улусная олимпиада по английскому языку 2006
Региональная олимпиада по английскому языку 2005
Улусные соревнования по национальным прыжкам 2004
Президентская Рождественская елка 2005
Республиканская конференция политологов 2006 2 места
1 место
призер
3 место
участие
участие
3.6. Участие учащихся в решении проблем местного социума. Класс активно
участвовал в решении проблем местного социума по следующим направлениям:
1. Участие в субботниках. Класс прикреплен к скверу Кулаковского А.Е.
Отвечает за чистоту и порядок в сквере, за озеленение;
2. Организация шефской работы с ветеранами;
3. Участие в общественно значимых акциях, мероприятиях;
4. Проведение благотворительных мероприятий, акций;
5. Участие в спортивных и культурно-массовых мероприятиях села
4. Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных,
в процессе обучения предмету и в воспитательной работе"
4.1. Использование ИКТ в процессе обучения предмету.
В гимназии имеется 2 полностью укомплектованных кабинета информатики:
10 ученических мест и 1 учительское место, лазерный принтер, проектор,
интерактивная проекционная доска. Один из кабинетов является, по совместительству,
медиатекой. Все компьютеры гимназии соединены в единую сетевую структуру,
с доступом в Интернет.
В настоящее время ИКТ-компетентность учителя становится важной составляющей
его профессионализма. В связи с этим в нашей гимназии назрела проблема
формирования ИКТ - компетентности педагогов.
Мегин П.Д. один из ИКТ-грамотных учителей, ИКТ-компетентность Прокопия
Дмитриевича можно оценить по следующим уровням:
Мегин П.Д. активно использует информационно-коммуникационные технологии,
как в обучении, так и в повседневной жизни. Активный пользователь образовательных
ресурсов, различных услуг Интернета.
В 9 классе он проводит элективный курс "Основы компьютерной графики
в системе КОМПАС - 3DLT". Эффективность данного курса подтверждается
успешным участием учащихся Таттинской гимназии на республиканских олимпиадах
по компьютерной графике (Харлампьев Женя, 7 класс, 2003 г. - 2 место,
Андросова Туйара, 9 класс, 2003 г.- 3 место, Собакин Коля, 9 класс, 2004
г.- 3 место, Бойтунов Костя, 7 класс, 2005 г.- 4 место).
В 2002 году на республиканских авторских курсах Мегина П.Д. для учителей
черчения впервые в регионе им был проведен мастер-класс "Компьютерная
графика в системе AutoCAD 2000".
4.2. Использование проектных, исследовательских и др. развивающих образовательных
технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе. Технология
процесса обучения графических дисциплин Мегина П.Д. основана на следующей
концепции:
4.2.1. Концепция "Формирование графической культуры и технического
мышления учащихся как условие успешной реализации профильного обучения"
Актуальность: В век бурного развития высокотехнологичных производств,
актуальна подготовка компетентных технических кадров. Фундаментом образования
таких кадров является формирование графической культуры и технического
мышления. Конструктивно-техническое и технологическое качество чертежей,
как технический документ, сильно влияет на качество изготовляемой по ним
продукции. Поэтому преподавание черчения является полным, если оно организовано
во взаимосвязи с политехническими знаниями. Деятельность на уроках черчения,
начертательной геометрии, занятий по техническому моделированию имеет
непосредственное отношение к будущим профессиям многих технически ориентированных
учащихся.
Идея: Вовлекать учащихся в деятельность, которая позволяет развивать техническое
мышление, раскрыть творческие способности и получить инструментарий для
дальнейшего профессионального технического образования.
Цель: Создать педагогические условия для формирования у учащихся графической
культуры и технического мышления.
Задачи:
1.Ознакомить с важнейшими правилами выполнения чертежей, условными изображениями
и обозначениями.
2. Способствовать развитию пространственных представлений, научить анализировать
форму и конструкцию предметов и их графические изображения, понимать условности
чертежа, читать чертежи.
3. Развивать элементарные навыки труда: применять рациональные приемы
работы чертежными инструментами, соблюдать аккуратность и точность в работе.
4. Развивать навыки самостоятельной работы, настойчивости в достижении
поставленной цели, способности критически оценивать свою работу, ответственно
относиться к ее выполнению.
5. Организовать деятельность учащихся, способствующую раскрытию и развитию
творческих способностей, фантазии.
Психолого-педагогические основы концепции:
Якиманский И.С., Выготский Л.С., Занков Л.В., Гальперин П.Я.
4.2.1. Прокопий Дмитриевич разработал эффективную педагогическую систему
организации учебной деятельности. Данная система основывается на многолетней
практике и образовательных потребностях учащихся.
Система организации учебной деятельности Мегина П.Д.
При реализации данной системы организации учебной деятельности учитель
придерживается следующих принципов:
4.2.2. Эффективной педагогической деятельности педагога во многом способствует
локальная технология преподавания графических дисциплин, разработанная
Мегиным П.Д. Данная технология позволяет достигнуть поставленных целей
и задач.
Технология организации образовательной деятельности учащихся
в преподавании графических дисциплин
4.3. Методы фиксации и оценивания учебных достижений:
4.3.1. Ступени формирования графической культуры и технического мышления
у учащихся:
Ст. Знать Узнавать Уметь
1 Названия основных геометрических тел. Геометрическую форму тела не только
в целом, но и его части. Описывать форму несложной модели. Воссоздавать
полную форму по ее части.
2 Устойчивое представление о форме предмета. Понимать наглядное изображение
предмета по внешнему виду. Правильно воспринимать форму изображаемого
предмета, несмотря на наличие естественных искажений на изображении. Выполнять
детальный анализ элементов для понимания наглядного изображения предметов.
Найти среди группы близких по форме моделей именно ту, которая изображена
на данном чертеже.
3 Разные ракурсы изображения предметов. Предмет среди других изображений,
если на одном из них он дан в другом ракурсе. Сохранять на основе рассмотрения
наглядного чертежа устойчивое представление о форме предмета.
4 Модель и комплексный чертеж. На проекциях отдельные элементы, соответствующие
аналогичным элементам на модели или на наглядном изображении. Нарушения
видимой связи между элементами реального объекта, которые возникают при
переводе его в графическое изображение. Находить соответствие между моделью
и ее комплексным чертежом, наглядным изображением и чертежом.
5 Виды проекции.
Правила чтения чертежа. Отчетливо представлять, в каком ракурсе изображен
объект на каждой проекции. Оперировать одним комплексным чертежом. Воссоздать
по проекциям цельный образ предмета и его форму, прочитать чертеж. Демонстрировать
понимание чертежа выполнением технического рисунка или модели объекта,
либо словесным его описанием.
6
Возможности чертежно-графического редактора "Компас -3DLT",
"AutoCAD" Реальный объект в виртуальной модели. Уметь использовать
инструменты графического редактора при построении трехмерных моделей.
4.3.2. Внешние продукты учебной деятельности как индикатор сформированности
мыслительных действий и внутренних качеств личности (фрагмент)
Тема Внешняя образовательная продукция учеников Мыслительные
Умения Внутренние развиваемые качества учеников Предметные
компетенции
Много-гранник Развертка многогранника Сравнение,
Анализ, синтез, пространственное воображение. Аккуратность, усидчивость,
старательность, волевые качества.
Организованность, самостоятельность старательность, волевые качества Умение
чертить по заданным размерам многоугольник. Умение делать чертеж развертки
многогранника. Умение выделять линии сгиба грани.
Твор-ческая работа "Макет школы" Авторский макет школы. Сравнение,
наблюдение, фантазирование, синтез, сопоставление. Творческие способности,
эстетический вкус, аккуратность, точность, целеустремленность. Создание
плана здания школы. Выявление масштаба чертежа.
Умение делать чертеж развертки.
Умение склеивать клапаны граней развертки.
Разрез Чертеж предмета с разрезами. Пространственное воображение и Критическое
мышление, противопоставление. Трудолюбие, умение доводить начатое до конца,
терпение. Умение видеть форму предмета. Умение строить алгоритм построения
разреза.
Взаимное положе-ние двух плоскос-тей. Чертеж взаимопересечения плоскостей.
Пространственное воображение, пространственное представление, анализ,
обобщение, синтез. Аккуратность, усидчивость, целеустремленность, самокритичность
Умение строить линии пересечений стереометрических объектов.
4.3.3. Сборник "Техническое моделирование в 5-7 классах". Составлен
сборник "Техническое моделирование в 5-7 классах". Сборник является
методическим пособием для учителя, включает в себя тематическое планирование,
планы практических занятий, творческие задания. Данный сборник является
обобщением уникального личного педагогического опыта Мегина П.Д.
4.3.4. Сборник "Карточки-задания на уроках черчения и начертательной
геометрии".
Одним из контрольно-измерительных материалов учителя является его авторский
сборник "Карточки-задания на уроках черчения и начертательной геометрии"
утвержденный на заседании НМЦ гимназии, опубликованный в 2002 году и апробируется
по всей
республике. Сборник состоит из индивидуальных карточек-заданий, содержит
10 уровней сложности. При помощи этих карточек можно фиксировать не только
формирование обязательных умений и навыков, но и развитие творческих способностей.
4.4. Результативность использования современных образовательных технологий.
Образовательная технология работы Мегина П.Д. стала системой организации
продуктивной учебной деятельности учащихся, эффективность которой подтверждена
годами. Результатом систематизации опыта работы является проект улусного
методического объединения учителей черчения.
5. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном
и (или) региональном уровне (мастер - классы, семинары, конференции, круглые
столы и др.)
5.1. Распространение опыта на муниципальном уровне: проведение мастер
- классов, семинаров, систематическая работа с молодыми коллегами
5.2. Обобщение и распространение опыта на региональном уровне: проведение
мастер - классов, участие (с докладами) в семинарах, совещаниях и конференциях,
научно-методические публикации в региональных изданиях, банках педагогической
информации.
6. Участие в муниципальных, региональных и федеральных профессиональных
конкурсах
6.1. Участие в муниципальных профессиональных конкурсах
Проект "Повышение квалификации учителей через распространение опыта"
Автор и руководитель проекта: Мегин П.Д. - победитель конкурса руководителей
улусных методических объединений по организации педагогического роста
учителей улуса.
"- Благодарственное письмо.6.2. Участие в региональных профессиональных
конкурсах
Победитель в номинации "Современный взгляд на педагогику" конкурса
авторских программ в рамках республиканских авторских курсов Таттинской
гимназии "Воспитательно-образовательное пространство как фактор самоопределения
школьников в условиях профилизации образования", с.Ытык-Кюель, 2004г.
Дипломант республиканских Прохоровских чтений в секции "Техническое
образование". Тема доклада: "Роль технического моделирования
и черчения в развитии графических дисциплин", 2006 г., с.Ытык-Кюель.
7. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка
7.1. Своевременное (не ранее чем за 5 лет до данного конкурса) прохождение
повышения квалификации или профессиональной переподготовки
2003 г. - "Информационные технологии в преподавании черчения "Компьютерная
графика AutoCAD 2002"", ИПКРО, кафедра инженерной графики ИТФ,
ЯГУ.
2004 г. - "Совершенствование методики преподавания черчения",
ИПКРО, кафедра инженерной графики ИТФ, ЯГУ.
2005 г. - "Основы компьютерной графики в системе КОМПАС 3DLT и AutoCAD
2002", ИПКРО, кафедра инженерной графики ИТФ, ЯГУ
2008 г. - "Разработка интегральной системы интерактивного дистанционного
обучения".
7.2. Обучение в аспирантуре (докторантуре) в период прохождения конкурса
В 2003 году сдал кандидатский минимум по философии;
В 2008 г. планирует сдать кандидатский минимум по английскому языку.
8.2.
2005 г. - Сертификат "Дополнительное образование как составляющая
часть в формировании духовного потенциала подрастающего поколения".
Благодарственное письмо. Зам министра образования.
2007 г. - Благодарственное письмо. I научно-практической конференции "Научно-техническое
творчество как фактор становления личности в условиях современной модернизации
и гуманизации образования".
Благодарственное письмо. Министра образования РС.
2008 г. - Благодарственное письмо .Министерство образования.
Благодарственное письмо. За успешную экспертную деятельность по оценке
робот участников конференции.
Сертификат - участника IV Ларионовских чтений - инженерно-технической
олимпиады школьников Республики Саха (Якутия).
Грамота. начальника улусного управления образования за хорошее подготовку
учащихся на I этапе Всероссийской олимпиады.
Благодарственное письмо. Главы муниципального района "Таттинский
улус".
Сертификат о распространении педагогического опыта. На республиканских
курсах РС ИПКРО.
Сертификат за участие на республиканской научно-практической конференции.
Благодарственное письмо. Региональной научной конференции "Шаг в
будущее".
Сертификат участника улусной НПК "Шаг в будущее".
2009 г. - Грамота за успешную подготовку и руководство докладом НПК "Шаг
в будущее".
Почетная грамота за успешное участие учащихся на выставке научно-технического
творчество учащихся Таттинского улуса. УЦНТТУ и М.
Благодарственное письмо. Министерство образования РС за успешную подготовку
учащихся к
2010 г. - Диплом III степени II республиканских Мординовских чтений.
Грамота - за хорошую подготовку учащихся на II республиканских Мординовских
чтений.
Сертификат. Об участии в республиканских Мординовских чтениях посвященных
100 - летию
А.Е. Мординова.
Благодарственное письмо. Министерство образования РС(Я). За вклад в олимпиадное
движение и активное участие в Государственной олимпиаде школьников РС(Я).
8.3. Суперфинал Якутской Государственной республиканской олимпиады школьников.
2007 г. - Дедюкина Катя I место 8 класс.
Павлова Лилия II место 7 класс.
2008 г. - Васильева Катя I место 7 класс.
2009 г. - Халгаева Рая I место 7 класс.
2010 г. - Васильева Катя II место 9 класс.
Халгаева Рая III место 8 класс.
8.4. Научно-практическая конференция молодых исследователей "Шаг
в будущее".
2009 г. - Февраль. Районная научно-техническая выставка.
Туласынова Маша - II место 8 класс.
2008 г. - Декабрь. XI Региональная НПК молодых исследователей "Шаг
в будущее".
Щергин Айаал - I место 8 класс.
Туласынова Маша - I место 8 класс.
2009 г. - Январь. Республиканская НПК молодых исследователей "Шаг
в будущее".
Щергин Айаал - сертификат 8 класс.
Туласынова Маша - сертификат 8 класс.
2009 г. - Декабрь. Улусное НПК молодых исследователей "Шаг в будущее".
Щергин Айаал - I место 9 класс.
Региональная НПК молодых исследователей "Шаг в будущее".
Щергин Айаал - сертификат 9 класс.